ОБШАЯ OЦEHKA

Когда В-29 приняли на вооружение, он, вне всякого сомнения, являлся лучшим тяжелым бомбардировщиком в мире. Об этом наглядно свидетельствует сравнение его данных с другими американскими, английскими, германскими и советскими машинами этого класса. По скорости на больших высотах он мог поспорить не только с бомбардировщиками, но и со многими истребителями. Большая бомбовая нагрузка, мощное и высокоэффективное оборонительное вооружение, самое современное оборудование выделяли В-29 из всех тяжелых бомбардировщиков, применявшихся во Второй мировой войне.

Можно, конечно, долго дискутировать, каковы были бы потери этих самолетов, если бы их использовали в Европе против Германии, обладавшей хорошо организованной системой ПВО, зенитной артиллерией крупных калибров и высотными истребителями-перехватчиками. Но, видимо, они и там достаточно эффективно работали бы по площадным целям, за счет уменьшения расстояния подняв бомбовую нагрузку.

В Корее американская стратегическая авиация столкнулась со все возраставшим сопротивлением, в первую очередь, со стороны свских летчиков, действовавших на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис. По мнению советского командования, основной причиной значительных потерь В-29 в Корее было не столько отставание самолета от современного уровня, сколько неправильное его использвние в эпоху появления реактивных истребителей. Армады В-29, прикрываемые сотнями истребителей, сковывали друг друга при выполнении боевого задания. Все построения и тактические приемы мало отличались от тех, что применялись в ходе налетов на Японию и Германию.

А ведь с той поры прошло П 1 О л, пр-тивник был другой и техника ду, с новыми возможностями. Наши военные считали, что если бы подобным образом использовались и реактивные бомбардировщики в массированных дневных налетах, то их потери были бы не меньше. Кроме того, «Суперфортресс» имел сравнительно малую боевую живучесть при попаданиях снарядов калибров 23 и 37 мм. Пушки на МиГ-15 позволяли открывать огонь, не ПОlадая в зону поражения пулеметов американского бомбардировщика. К тому же счетно-решающие устройства в системе управления огнем В-29 не работатали при скоростях сближения самолетов порядка 150 -160 м!с.

Однако до середины 1950-х r В-29 пр-должал оставаться важным звеном стратегических сил в США и Великобритании, так же как его советская копия Ту-4 — в Советском Союзе.

Первый и второй экземпляры ХВ-29, все УВ-29 и первые серийные В-29 имели стандартную маскировочную окраску, сочетавшую сверху и с боков оливково-зеленый цвет (Olive dгab), а снизу — светло-серый (Neutгal gгey). В конце декабря 1943 г. окраску тяжелых бомбардировщиков отменили. Самолеты оставались в естественном цвете алюминия. Летом 1945 г. на некоторых машинах 315-го крыла нижние поверхности покрыли матовой черной краской. На фюзеляже линия раздела цветов шла примерно посередине, иногда ее выполняли волнистой.

Бомбардировщики несли комплект национальных опознавательных знаков, введенных 17 сентября 1943 г. Белые звезды на фоне синего круга с белыми прямоугольниками слева и справа наносились на хвостовую часть фюзеляжа с обеих сторон, на правое крыло — сверху и левое — снизу. Расположение знаков на фюзеляже у разных заводов немного отличалось. Так, в Уичите и Омахе ось знака была наклонена примерно на 1,5· относительно осИ самолета.

На киле знаками высотой 380 мм изображался войсковой номер самолета с отбрасыванием первой цифры. Например, вместо 42-6418 писалось 26418. Шрифт -стандартного образца.

Крылья (дивизии) имели обозначения в виде геометрических фигур, рисовавшихся на вертикальном оперении, например, 314-е крыло — черный сплошной квадрат. Группы обозначались буквами. В большинстве случаев буквы вписывались внутри фигуры, но у 73-го и 31 3-го крыльев их писали выше ее. В конце войны на самолетах 73-го крыла черный контурный квадрат изображать перестали, зато нанесли на вертикальное оперение огромные черные буквы. 509-я смешанная группа имела обозначение в виде черной стрелы, вписанной в черную окружность. Позднее с целью маскировки эту эмблему стали заменять фальшивыми обозначениями других групп.

Эскадрильи выделялись определенными цветами рулей направления, полос на фюзеляже или «шапочею) на верхушке киля.

Тактические номера самолетов обычно наносили черной краской шрифтом стандартного образца на хвостовую часть фюзеляжа с обеих сторон.

Для 1-й эскадрильи выделялись числа от 1 до 20, для 2-й — от 21 до 40, для 3-й — от 41 до 60. В 73-м И 313-м крыльях пользовались номерами, нанесенными на корневой части киля, ниже войскового номера.

Машины командиров подразделений иногда выделялись черными полосами на форкиле, в 313-м крыле — черно-желто-черной лентой, обхватывающей хвостовую часть фюзеляжа.

Большинство В-29 несло также личные эмблемы экипажей или неофициальные собственные названия. На левом борту под остеклением кабины часто указывали количество боевых l3ылетов в виде полосок или маленьких изображений бомб. Число сбитых истребителей противника обозначали маленькими японскими флажками.