ОБШАЯ ОЦЕНКА

«Ураган» стал первым французским реактивным истребителем, принятым на вооружение и поступившим в эксплуатацию. Программа создания этого самолета стала знаменательным событием, говорящим о послевоенном возрождении французской авиационной промышленности. Фирма «Дассо» при проектировании «Урагана» пошла по достаточно консервативному пути. В 1947 г., когда этот самолет закладывался, в США и Советском Союзе в разработке уже находились первые реактивные истребители F-86 и МиГ-15 с крылом со стреловидностью 35°, во многом обязанные своим появлением наработкам немецких аэродинамиков по стреловидным крыльям, выполненным в период Второй мировой войны. Такое крыло было рассчитано на скорости, превышающие 1000 км/ч, что для 1947 г. еще являлось во многом непроверенной новинкой. Его поведение в полете, методика оптимального проектирования еще во многом требовали исследований и проверок, ведь немцы в годы войны успели лишь создать общую теорию, провести продувки моделей, предложить несколько вариантов конструктивных решений для различных типов самолетов. Проверить все это в полном объеме на реальных летательных аппаратах у немцев времени не хватило, Германия была разбита. Часть трофейных германских материалов по стреловидным крыльям попала во Францию, но с ними еще надо было разбираться. Не имея полного объема информации по данной проблеме, Дассо решил не рисковать со своим реактивным первенцем и поставил на него проверенное практикой прямое трапециевидное крыло, пойдя на использование лишь небольшой стреловидности по передней кромке, что вполне согласовывалось с максимальной скоростью истребителя по заданию, выданному французскими ВВС.

И в остальном Дассо тоже пошел по проверенному пути, во многом повторяя компоновочные и конструктивные решения, которые уже использовали американские авиаконструкторы, проектируя свои первые реактивные истребители с прямым крылом. Хотя к моменту первого полета в 1949 г. «Ураган» выглядел слишком традиционным и уж точно не таким революционным, как американский «Сейбр» или советский МиГ-15, он оказался тем оселком, на котором оттачивались мастерство и умение конструкторов фирмы «Дассо». Консервативность и традиционность технических решений, принятых на «Урагане», сыграли в данном случае полезную роль. Фирма создала надежную машину с приличными лет-но-техническими данными, хорошей производственной и эксплуатационной технологичностью, широкими возможностями по вариантам вооружения, оперативно организовала ее серийное производство и начала поставки в ВВС. Дассо удалось сделать, наверное, самое важное—завоевать репутацию надежного и перспективного разработчика и производителя реактивной боевой авиационной техники.

«Ураган» стал той опорной площадкой, с которой стартовали успехи фирмы «Дассо», да и всей авиационной промышленности Франции в деле создания современных истребителей. За «Ураганом» последовал стрелокрылый серийный «Мистэр» НС, который преодолел порог скорости в 1000 км/ч, затем появились «Мистэр» IV и его модификации, вплотную приблизившиеся, а затем и уверенно превзошедшие скорость звука («Супер Мистэр»), и палубный «Этандар». Эти самолеты пополнили не только французские ВВС, но и стали востребованным экспортным продуктом, поступив на вооружение авиации нескольких стран.

В 1960-е и 1970-е гг. славу французской авиапромышленности и фирме «Дассо» принесли «миражи» с треугольным крылом, летавшие с максимальными скоростями свыше 2000 км/ч и сохранившие и во многом умножившие высокую репутацию самолетов предыдущего поколения, выпускавшихся этой фирмой.

«Ураганы» сравнительно недолго продержались на вооружении во Франции, им на смену пришли более скоростные самолеты. Однако в локальных конфликтах MD 450 использовался как боевая единица до начала 1970-х гг.