ОБЩАЯ ОЦЕНКА.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА.

За несколько месяцев до начала летных испытаний опытного образца Ла-11 в НИИ ВВС поступил американский двухмоторный истребитель Лок-хид P-38L-1 «Лайтнинг». Эта машина еще в ходе войны совершила вынужденную посадку в Венгрии, в расположении советских войск. Пилота подобрали советские солдаты, которые помогли ему вернуться к своим. Самолет же некоторое время лежал на месте приземления, затем был эвакуирован и восстановлен. Летные испытания «американца» (ведущий летчик — В.И. Хомяков), завершившиеся в апреле 1947 г., показали, что, несмотря на взлетный вес, почти вдвое превышавший таковой у Ла-11, дальность «Лайтнинга» с подвесными баками оказалась меньше. Хуже были и остальные характеристики, за исключением радиуса виража и практического потолка. Последнее объяснялось наличием турбонаддува моторов. Но для справедливости надо сказать, что Р-38 спроектировали еще до войны, а к моменту появления Ла-11 он уже был снят с производства.

Из числа одномоторных истребителей наиболее близким к Ла-11 по дальности полета был американский «Тан-дерболт», выпускавшийся компанией «Рипаблик». Первые три экземпляра этой машины в варианте P-47D-10 поступили в СССР весной 1944 г., а с осени через Аляску из США начали прибывать самолеты P-47D-22 и P-47D-27. Испытания «Тандерболта» в НИИ ВВС и ЛИИ показали, что наивыгоднейшими сферами применения для него являются сопровождение бомбардировщиков и разведка. По этой причине значительную часть этих машин в Советском Союзе пристроили в морскую авиацию. Самолет, несмотря на мощный звездообразный двигатель Пратт-Уитни R-2800, позволявший развивать высокую скорость (654 км/ч и 603 км/ч на высотах 8000 м и 5000 м соответственно) и летать на большие расстояния, по сравнению с Ла-11 отличался плохой маневренностью и более слабым вооружением (только пулеметы). В СССР поставили 117 «тандербол-тов», но они прослужили немногим более года и вскоре почти все были списаны. Однако и Р-47 создавался лет за пять до Ла-11, а его выпуск прекратили еще в 1945 г.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА.

Одним из самых массовых и самых удачных американских истребителей Второй мировой войны был Норт Аме-рикэн Р-51 «Мустанг». Последние модификации этой машины, так же как и Ла-11, участвовали в войне в Корее. Там они, в основном, использовались для сопровождения бомбардировщиков и атак на цели на земле.

При примерно одинаковой удельной нагрузке на крыло и большей тяговоо-руженности по сравнению с P-51D более легкий Ла-11 имел чуть меньшие дальность и максимальную скорость. Это можно объяснить большим лобовым сопротивлением звездообразного мотора АШ-82ФН по сравнению с рядным «Паккардом» жидкостного охлаждения. Ла-11 имел и худший потолок, что, видимо, было связано с меньшей высотностью двигателя.

«Мустанги» модификации «D» в небольших количествах попали в СССР еще в годы Великой Отечественной войны. Это были самолеты, совершившие вынужденные посадки на территории, контролировавшейся советскими войсками, брошенные летчиками и потом восстановленные стоявшими неподалеку частями наших ВВС. Некоторые из них облетали летчики-испытатели ЛИИ. Полностью определить летные характеристики машин не удалось, но кое-какие выводы сделали. Более тяжелый P-51D медленней набирал высоту и до 5000 м уступал Ла-11 в маневренности. Зато выше этой границы машину словно подменяли. В целом это был неплохой истребитель сопровождения, особенно, если учесть, что американские дальние бомбардировщики летали на больших высотах. В этом качестве он несколько превосходил Ла-11.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА.

Можно сравнить последний советский поршневой истребитель с аналогичными послевоенными машинами, строившимися в Великобритании и США — английским «Си Фьюри» (серийно выпускался с сентября 1946 г.) и американским F8F «Бэркэт» (производство с февраля 1945 г.). Оба по назначению являлись палубными истребителями, для сухопутной авиации в это время там уже строили только реактивные машины. «Бэркэт» сняли с производства в мае 1949 г., английский самолет продержался дольше — до ноября 1952 г., но последние серии собирали уже только на экспорт.

Ла-11 близок по габаритам к «американцу», но существенно легче его. «Си Фьюри» значительно больше и тяжелее. При этом по скорости обе иностранные машины превосходили Ла-11 за счет мощных двигателей, в первую очередь, на средних и больших высотах. Лавочкин же вынужденно использовал уже отставший от мирового уровня АШ-82ФН. Однако хорошая аэродинамика и легкая конструкция обеспечили его истребителю не такую уж большую разницу в летных данных с «Бэркэтом». «Англичанин» же выигрывал в скорости на высоте более 50 км/ч, но уступал Ла-11 в дальности полета. Даже с подвесными баками его радиус действия был меньше, чем у нашей машины с внутренним запасом топлива.

По мощи вооружения Ла-11 и «Си Фьюри» — примерно равны. На английском истребителе стояли четыре 20-мм пушки, на нашем — три 23-мм. Но скорострельность НС-23 была больше, чем у английских «Испа-но». В итоге секундный залп получился близким друг к другу. У Ла-11 вооружение располагалось в фюзеляже, что упрощало прицеливание и делало огонь более сосредоточенным. На «Си Фьюри» пушки устанавливались в крыле за пределами диска ометания винта. Это, в частности, затрудняло ведение огня при отказе одной из них — машину начинало разворачивать. Зато иностранные истребители комплектовались более совершенными прицелами, поскольку отечественный АСП-1Н являлся копией уже устаревшего английского образца.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА.

Функции Ла-11 ограничивались только дальним сопровождением бомбардировщиков. Все упомянутые английские и американские истребители могли применяться также для ударов по наземным целям, для чего имели бомбовое и, зачастую, ракетное вооружение. У «Бэркэта», «Си Фьюри» и «Мустанга» бомбовая нагрузка ограничивалась 450 кг, у «Тандерболта» доходила до 910 кг, так что при необходимости он был способен подменить средний бомбардировщик того времени.

Истратив значительную долю горючего и приблизившись по весу к Ла-9, Ла-11 на малых и средних высотах вполне мог одолеть Р-47, Р-51 и «Бэркэт», а при некоторой доле везения — и «Си Фьюри». В войне в Корее примерно в одно и то же время участвовали «Мустанг», «Си Фьюри» и Ла-11, но ни одного случая столкновений между ними не известно, так что проверить на практике их реальную сравнительную эффективность возможности не представилось.

Но в целом Ла-11 стал представителем тупикового направления развития советских истребителей, появление которого было вызвано отставанием в создании отечественных турбореактивных двигателей с необходимым сочетанием мощности и экономичности.