ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Проектируя А-6, фирма «Грумман» пошла по пути создания прочного добротного дозвукового самолёта, способного решать широкий круг задач. С самого начала в его конструкцию заложили большой модернизационный потенциал, который впоследствии был рационально использован. Подтверждение тому — большое количество серийных вариантов базовой конструкции, широкий набор вооружения и оборудования. В результате появились не просто хорошие палубные ударные самолёты, машины РЭП и заправщики, конструкция которых была основана на первоначальном удачном образце, но фактически удалось получить единый высокоэффективный унифицированный авиационный оперативно-тактический комплекс, в который органично вошли все перечисленные варианты самолёта. Каждое из направлений развития базовой конструкции постоянно совершенствовалось по системам, вооружению, оборудованию и двигателям, соответствуя на каждом этапе своего развития постоянно менявшимся и ужесточавшимся требованиям. Самолёты семейства А-6 успешно прошли проверку в боевых действиях во всех военных конфликтах, в которых участвовали США, начиная со второй половины 1960-х гг. Наилучшей характеристикой этой машины служит то, что ударные варианты были сняты с эксплуатации только в середине 1990-х гг., А ЕА-6В продолжает нести службу в настоящее время, и его замена планируется только в следующем десятилетии.

Следует остановиться на одном важном аспекте использования А-6. Да, он проектировался как тактическая ударная авиационная система для флота.

Но, базируясь на авианосцах, которые могли подойти на близкое расстояние к берегам противника, самолёт с атомной бомбой становился стратегическим оружием, а способность летать на малых высотах с большой скоростью и эффективная система РЭП делали его достаточно устойчивым к противодействию ПВО, что было подтверждено в многочисленных военных конфликтах.

Во многом успех А-6 был основан на тех прорывных технологиях в области БРЭО, которые в США сумели освоить в 1960-е годы, добившись значительного прогресса как в построении систем, так и в освоении новейшей элементной базы. В этих направлениях американцы были и остаются «впереди планеты всей», что во многом определяет их успехи в области развития боевой авиации. Сюда можно добавить прекрасную школу проектирования, надёжные и экономичные двигатели, а также отработанную организацию опытного и серийного производства, систему испытаний, доводок и эффективную эксплуатацию в частях.

Можно справедливо утверждать, что самолёт А-6 удался и вошёл в историю американского и мирового самолётостроения как несомненный успех фирмы «Грумман». В немалой мере это явилось следствием грамотного подхода к самолёту со стороны заказчика — флота США.

Наиболее близким к А-6 по тактическому назначению и основным лётно-техническим параметрам является английский палубный штурмовик «Буканир». Эта двухдвигательная машина совершила первый полёт 30 апреля 1959 г., на год раньше «Интрудера». Самолёт выпускался для авиации флота, для ВВС и на экспорт в ЮАР.

В составе ВВС ЮАР он участвовал в боевых действиях в Намибии и Анголе.

В английском флоте самолёт начали эксплуатировать с января 1962 г., когда он стал летать с авианосца «Арк Ройял». Последний, 209-й, «Буканир» был поставлен Королевским ВВС в октябре 1977 г. Эти машины использовали в ходе войны в Персидском заливе в 1991 г. для лазерной подсветки наземных целей. Как и А-6, «Буканир» мог нести широкую номенклатуру вооружения для поражения наземных целей. В качестве носителей тактического ядерного оружия «буканиры» в годы «холодной войны» были размещены в Западной Германии и представляли собой серьёзную угрозу военным, административным и промышленным объектам на территории соцстран.

По своим геометрическим параметрам и тяговооружённости английский и американский самолёты были достаточно близки. Схожими были и их лётно-тактические данные. «Буканир» немного выигрывал по потолку, чуть-чуть уступая в скорости, дальности и боевой нагрузке.

На нём бомбовая нагрузка размещалась внутри фюзеляжа на специальной установке при наличии и наружной подвески под крылом.

В целом американскую машину можно оценить несколько выше, чем английскую, учитывая большее совершенство БРЭО, более широкий ассортимент вооружения и количество специализированных вариантов.