ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Интересно сравнить Аr 196А с поплавковыми разведчиками, строившимися в других странах примерно в то же самое время. В каждой из них подход к машинам этого класса был своим. Во многих странах на вооружении продолжали состоять бипланы, за счет меньшей нагрузки на крыло они обладали большей «летучестью» и их легче было катапультировать с кораблей. Например, в советском флоте перед Великой Отечественной войной эксплуатировался биплан КОР-1. Подобные же машины использовались флотами Великобритании и Италии. Хотя в целом бипланы обладали худшими летными данными, встречались и исключения. Так, японский биплан F1M1 был быстроходнее моноплана Ar 196A-3 более чем на 30 км/ч.

Почти все поплавковые разведчики, способные базироваться на кораблях, имели экипаж из двух человек. Лишь французский Н.43 и японский Е13А1 были трехместными. Вооружение у всех них тоже было сходно: один неподвижный и один подвижный пулемет. Бомбовая нагрузка варьировалась в диапазоне от 100 до 300 кг. Все американские машины отличались схемой с одним большим центральным поплавком, она же преобладала в Италии. В Великобритании предпочитали более мореходный вариант с двумя поплавками. В Японии строили самолеты того и другого типа.

Американские машины представляли собой практически «чистые» разведчики с большим радиусом действия, рассчитанным на океанский размах. Надо сказать, что и в других странах дальность полета у самолетов такого класса находилась в пределах 1000 — 1500 км, то есть значительно больше, чем у «арадо».

Почему немцы ограничили ее 800 км? Возможно, из-за стремления удержать вес, чтобы добиться хороших показателей скороподъемности и маневренности. А может быть, это определялось тем, что крупных боевых кораблей у Германии имелось немного, и большинству самолетов пришлось бы действовать с береговых баз.

Ar 196 выделялся тем, что конструкторы попытались в одном типе совместить несколько функций. Он должен был быть одновременно корабельным и базовым, разведчиком и корректировщиком артиллерийского огня, легким морским штурмовиком, спасательным и патруль-но-противолодочным самолетом. В то время, как во Франции, Италии и Японии строили специальные гидроистребители, предназначенные для защиты с воздуха боевых кораблей в открытом море и действий с небольших островов, немцы и эту функцию возложили на «арадо».

По подобной универсальности к нему ближе всего стоят японские самолеты F1М1 и Е1ЗА1. Первый успешно действовал как разведчик, штурмовик и гидроистребитель. Он не обладал столь мощным вооружением, как его немецкий «собрат» (пушек на нем не имелось), зато за счет легкости при сравнимой мощности двигателя отличался завидными летными данными и мог осуществлять бомбометание с пикирования. Радиус действия у «японца» был примерно таким же, как у «арадо». Е13А1 летал еще быстрее, чем F1М1, а вдобавок превосходил и его, и Ar 196А по дальности и продолжительности полета более чем вдвое. Это значительно повышало его эффективность и при ведении разведки, и при поиске подводных лодок. По вооружению Е13А1 уступал «немцу».

Большинство этих машин несло только по одному 7,9-мм пулемету в задней кабине для самообороны. Но часть самолетов получила 20-мм пушки для стрельбы по катерам и небольшим судам. На поздних сериях устанавливались РЛС или магнитные детекторы для поиска субмарин — на Ar 196А ничего подобного не имелось.

«Арадо» в свое время получил высокую оценку летного и технического состава за хорошие данные, управляемость, высокую надежность и продуманные подходы к эксплуатации. В целом он был не хуже своих современников и вполне соответствовал ставившимся перед ним задачам.