ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ.

ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ.

На фронте истребители жили недолго, и больших претензий к стойкости применявшихся на них лакокрасочных покрытий военные не предъявляли. Но война закончилась, и было выдвинуто требование о службе самолетов в течение двух лет без перекраски. Выцветание, шелушение и образование трещин на покрытии в течение этого срока не допускались.

В июле 1946 г. командование ВВС поставило перед промышленностью задачу окраски металлических самолетов матовыми эмалями по новым цветным эталонам светло-серо-голубого цвета. В мае следующего года выпустили опытные производственные партии эмалей для войсковых испытаний, и представители ВВС утвердили эталоны этих красок. Во втором полугодии появились технические условия на нитроэмали АГТ-16, АМТ-16, масляную эмаль А-Збг и пентафтале-вые ПФ-Збг и ПФ-Збм. Использование глянцевых вариантов было вызвано тем, что новые матовые эмали, как и другие светлые краски, оставались сильно подверженными мелению (появлению белого налета), и о двух годах эксплуатации без перекраски самолетов не могло быть и речи.

11 августа 1947 г. МАП выпустило приказ, согласно которому директорам заводов предписывалось, не дожидаясь результатов эксплуатационных испытаний новых лакокрасочных покрытий, окрашивать истребители светлой серо-голубой масляной эмалью А-Збг (по металлу) и нитроэмалью того же цвета АГТ-16 (полотняную обшивку рулей и элеронов). Окраска должна была быть однотонной со всех сторон, нанесение пятен камуфляжа по ранее использовавшимся схемам не предусматривалось. Сдача машин в этой окраске планировалась уже с 10 сентября. Производство Ла-11 началось в конце года, и они целиком подпали под это распоряжение. Данная схема окраски сохраняла силу до начала 1950-х гг.

ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ.

В 1948 г. все наружные поверхности (верхние, боковые и нижние) истребителя Ла-11 завода № 21 окрашивались в серо-голубой цвет матовой эмалью ПФ-36М. В 1950 г. ее почти полностью вытеснила глянцевая А-36Г того же светлого серо-голубого цвета. Оба вида эмалей наносились двумя слоями поверх грунтовки. Второй слой обычно появлялся на истребителе после пробного облета, перед сдачей военной приемке.

Все внутренние объемы самолета, включая кабину, покрывали эмалью А-14 серо-стального цвета в два слоя. Ею же красили стойки шасси и диски колес. После перехода на использование глянцевой эмали А-36Г для наружных поверхностей машины некоторое количество ПФ-36М стали применять для внутренних объемов. Стяжные ленты капотов сохраняли естественный цвет металла. Лопасти винтов грунтовали, а затем покрывали двумя слоями эмали АМТ-6. На лопастях имелись технические надписи белого (или желтого) цвета. Позже в полках кончики лопастей иногда красили в желтый цвет.

Одновременно проводились работы по разработке более устойчивых матовых эмалей светло-серо-голубого цвета. Эксплуатационные испытания их в течение шести месяцев на Ла-9 показали, что опытная перхлорвиниловая эмаль, созданная в ВИАМ, оказалась непригодной.

В конце 1948 г. министр авиапромышленности М.В. Хруничев был вынужден признать, что, несмотря на все проведенные работы, «необходимых результатов по стойкости лакокрасочных покрытий не получено», что «существующие лаки и краски не могут выдерживать длительного воздействия на них атмосферных изменений (солнце, дождь, снег, обледенение и т.п.)

ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ.

и по имеющемуся опыту в этих условиях могут служить надежно не более 6 — 8 месяцев». До внедрения новых лакокрасочных материалов, которые разрабатывали в организациях Министерства химической промышленности, Хруничев предлагал «временно заменить применяемые в настоящее время лаки и краски светлых расцветок на лаки и краски, изготовленные на основе алюминиевой пудры, или на краски зеленых расцветок». Этот шаг был явно вынужденным. С точки зрения маскировки, «серебрянка» просто бессмысленна, зато служила дольше. От ВВС министр одновременно потребовал «улучшить уход за лакокрасочными покрытиями в войсковых частях и систематически проводить профилактический ремонт этих покрытий, своевременно обновляя поврежденные участки».

В результате через три года после окончания войны вновь ввели окраску самолетов глянцевыми эмалями по довоенной схеме: зеленый верх и светло-голубой низ. Но снимков Ла-11, окрашенных подобным образом, не известно.

Кроме описанных выше типовых окрасок, встречались редкие индивидуальные варианты. Например, четыре Ла-11 из 911-го иап, базировавшиеся на северных аэродромах, для лучшей заметности на фоне снега окрасили в вишневый или красный цвет. На парадах также могли появляться машины ярких цветов, чаще всего того же красного или сочетающие красный и серый тона.

В воинских частях окраску истребителей дополняли элементами быстрого распознавания, показывавшими принадлежность к эскадрилье, полку или дивизии. В яркие цвета (чаще всего белый, желтый или красный) красили коки винтов, передние кольца капотов, рисовали «пилотки» на вертикальном оперении.

ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ.

На Ла-11 наносили опознавательные знаки, введенные 3 сентября 1943 г. Они представляли собой красные звезды с белой окантовкой шириной 50 мм и 10-мм красной каймой. Звезды, по нормам того времени, располагались на шести позициях: по бокам фюзеляжа, на киле и на плоскостях снизу.

Интересна схема размещения опознавательных знаков на Ла-11, стоявшем ранее в музее ВВС России в Мо-нино. Красные звезды на этом самолете были нанесены в восьми местах: на плоскостях сверху и снизу, на боках фюзеляжа и на вертикальном оперении. Это, пожалуй, единственный достоверно известный подобный случай. Он не соответствует ни нормам начала 1950-х гг., ни «Положению об опознавательных знаках» 1955 г., по которому знаки следовало размещать на вертикальном оперении и крыле сверху и снизу. К сожалению, теперь уже трудно установить, когда именно были нанесены эти опознавательные знаки: во время эксплуатации или уже в музее.

Тактические номера наносились на заводе перед сдачей заказчику. Они были двузначными и включали две последние цифры заводского номера.

Их рисовали белой краской на хвостовой части фюзеляжа.

Истребители для ВВС Китая окрашивали так же, как и для советских ВВС, но с соответствующими опознавательными знаками. На китайских машинах присутствовало изображение красной звезды, наложенной на красную же ленту. И лента, и звезда имели узкую желтую окантовку. В середине звезды был вписан иероглиф «середина», означавший Китай — ведь китайцы издавна именовали свое государство «Срединной империей». Любопытно, что расположение знаков соответствовало не советским, а американским нормам: они наносились на хвостовую часть фюзеляжа с обеих сторон, на левое крыло снизу и правое — сверху. Китайские истребители часто несли горизонтальные бело-красные полосы на руле поворота.

ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ.

Советские авиационные части, дислоцировавшиеся в Китае, пользовались местными опознавательными знаками.

Номера на китайских машинах могли размещаться и на фюзеляже, и на киле.

Информация об окраске Ла-11, эксплуатировавшихся в Индонезии, отсутствует.