ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Все опытные образцы и большая часть самолетов серии А-0 регистрировались как гражданские и имели соответствующую окраску и обозначения. Машины со всех сторон покрывались светлой серо-зеленой эмалью RLM 02. На крыле вдоль обоих бортов фюзеляжа, там, где экипаж проходит для посадки в кабину, накрашивались довольно широкие черные полосы. Черными были и носки поплавков. В зоне вращения винтов на поплавках рисовались предупреждающие полосы.

На хвостовой части фюзеляжа наносился пятибуквенный код типа D-IPOV (так обозначался Ar 196V5). Первая буква в нем показывала национальную принадлежность (Германия), а остальные четыре присваивались рейхсминистерс-твом авиации в последовательном алфавитном порядке. Код повторялся на крыле сверху и снизу, будучи разбит на две части: с одной стороны — две первые буквы и тире, с другой — три остальные буквы. На вертикальном оперении с обеих сторон рисовали горизонтальную широкую красную полосу, в середине которой в белом круге находилась черная свастика.

Серийные машины несли стандартный камуфляж Люфтваффе. На верхних и боковых поверхностях располагались большие цветовые поля угловатых очертаний, выполненные матовыми красками RLM 71 (темно-зеленой) и RLM 70 (черно-зеленой). Окраска производилась распылителями по трафаретам, границы цветов выглядели четкими. Цветовые поля размечались согласно утвержденной рейхсминистерством схеме и на всех самолетах были единообразными. Верхние поверхности поплавков камуфлировались так же, как верхние поверхности самого самолета.

В тон к ним красились стойки и подкосы шасси, за исключением подкосов к крылу, имевших цвет самого крыла снизу. Нижние поверхности самолета имели светло-голубой цвет RLM 65. Такой же эмалью покрывали нижнюю часть поплавков. Кок винта на заводе красили в черно-зеленый цвет RLM 70, позже в строевой части его могли перекрасить в какой-то иной цвет целиком или только его переднюю часть.

Внутренние поверхности в кабинах покрывались черно-серой эмалью RLM 66, не дающей бликов. Остальные внутренние объемы, включая капот изнутри и противопожарную перегородку со стороны кабины, имели светлый серо-зеленоватый цвет RLM 02. Для оборудования в кабинах тоже использовали серую краску разных оттенков. Например, приборная доска покрывалась темной эмалью RLM 41. Рычажки, верньеры, кнопки различного назначения для лучшей заметности окрашивались как можно более ярко, например, красной RLM 23 или желтой RLM 04.

Arрегаты самолета окрашивались строго определенным образом: топливная система — в желтый, масляная — в коричневый, воздушная (пневматическая) — в синий. При этом все магистрали были синими, но с кольцами соответствующего цвета. Устройства пожаротушения выделялись красным цветом. Выхлопные коллекторы и патрубки были черными.

Самолет мог нести обозначения принадлежности к определенному театру боевых действий. Это выражалось в контрастной окраске некоторых элементов конструкции в предписанный цвет. Обычно на Ar 196A в таких случаях перекрашивали концы крыльев снизу, а на хвостовую часть фюзеляжа наносили поперечную цветную полосу.

Иногда тот же цвет имели носки поплавков и нижняя часть капота мотора. Для Северной Африки использовали белый цвет, для большей части Средиземноморья — красный, для советско-германского фронта и Балкан — желтый.

Опознавательным знаком германской военной авиации тогда являлся прямой черный крест с бело-черной окантовкой образца 1939 г. Он наносился на крыло сверху и снизу с обеих сторон и на хвостовую часть фюзеляжа (справа и слева). Перекладины крестов на верхней и нижней поверхности крыла имели разную ширину. Снизу они были шире, так же, как и белая окантовка. На руле направления изображалась черная свастика, тоже имевшая белый кант.

При выходе с завода все самолеты получали код из четырех букв. Их писали на фюзеляже: две буквы слева и две — справа от креста. Иногда их повторяли и на нижней поверхности крыла возле крестов, около каждого одна буква стояла слева, вторая — справа. После прибытия в строевую часть эти обозначения заменяли четырехзначным кодом. Слева от креста на фюзеляже писали одну букву и одну цифру, они соответствовали коду эскадры или отдельной группы. Справа от креста всегда находилась буква, заменявшая номер самолета. Она имела цвет или обводку, показывавшую номер эскадрильи (1-я — белый, 2-я — красный, 3-я — желтый). Штабные звенья групп обозначались зеленым цветом. Последняя буква справа указывала на группу в эскадре или на эскадрилью в отдельной группе. Четырехзначный код мог дублироваться на нижней поверхности крыла, как и четырехбуквенный, но чаще рисовали только букву-номер самолета на соответствующем месте.

Набор обозначений на Ar 196 часто дополнялся красочной эмблемой части, наносившейся на переднюю часть фюзеляжа за капотом мотора с обеих сторон.

Технические надписи на темно-зеленом и черно-зеленом фоне выполняли белой или темно-пурпурной краской RLM 28, на светло-голубом — черной RLM 22.

На крышку аптечки снаружи наносили белый круг с красным крестом. У заправочных горловин бензобаков располагались желтые треугольники с указанием октанового числа топлива. Крышки потайных подножек и ручек окантовывались снаружи белыми линиями.

Румынские и болгарские самолеты сверху были темно-зелеными, снизу — голубыми. Румынские машины, подобно немецким, несли обозначения принадлежности к Восточному фронту — желтые полосы на хвостовой части фюзеляжа и желтые концы крыльев снизу. Опознавательные знаки у них — зубчатые кресты с вписанной в центр кокардой национальных цветов (красный, желтый, синий). Вертикальные полосы тех же цветов находились на руле направления.

У болгар опознавательным знаком в период войны являлся белый квадрат с диагональным черным крестом. Тактический номер располагался на фюзеляже рядом со знаком, ближе к хвосту. У козырька кабины с обеих сторон рисовали эмблему эскадрильи. После смены власти в Болгарии в сентябре 1944 г. старые опознавательные знаки заменили на бело-красные кокарды, перечеркнутые горизонтальной зеленой полосой, а на вертикальное оперение нанесли горизонтальные полосы тех же цветов. Носки поплавков стали красными. Эти обозначения сохранялись до 1949 г., когда в Болгарии ввели знаки, сходные с применявшимися в других странах социалистического лагеря — красные звезды с вписанной в центр сине-белой кокардой. Они изображались на крыле сверху и снизу, на фюзеляже (дальше к хвосту, чем старые знаки) и на вертикальном оперении. Одновременно тактический номер перенесли вперед, теперь он находился перед звездой.

«Арадо» авиации советских пограничных войск, судя по сохранившимся фотографиям, были светло-серыми сверху и светло-голубыми снизу, либо светло-серыми со всех сторон.

Опознавательные знаки образца 1943 г. (красные звезды с бело-красной окантовкой) размещались на фюзеляже, на крыле сверху и снизу, а иногда еще на вертикальном оперении. Тактические номера белого цвета писали на киле.