ОКРАСКА

В различное время в итальянской военной авиации применялись разные краски и эмали на нитро- или синтетической основе. Они служили для покрытия внешних и внутренних поверхностей самолетов, а также нанесения различных обозначений. Цветовая гамма утверждалась министерством аэронавтики. Список цветов, использовавшихся для окраски самолетов итальянских ВВС, приводится ниже.

Aluminiata — «алюминиевая», серебристо-серая, более тусклая, чем советская «серебрянка», ее использование было окончательно отменено в ноябре 1941 г.;

Avana — «табачная», желто-оливковая;

Avorio — «слоновая кость», очень светлая желто-кремовая;

Azzurro — «лазурная», яркая светло-голубая с зеленоватым оттенком, использовала пигмент на основе смеси берлинской лазури с окисью цинка;

Azzurro scuro — «темно-лазурная», вариант предыдущей более темного тона для гидросамолетов;

Bianco — «белая», нейтрально-белая без оттенка, изготовлена на основе цинковых белил;

Bianco avorio — «белая слоновая кость», белая с желтоватым оттенком;

Bianco neve — «белоснежная», ярко-белая;

Bruno — «коричневая», темно-коричневая;

Bruno mimetico — «коричневая маскировочная», средне-коричневая, бурая; введена в 1936 г.;

Celeste — «небесная», светло-голубая, для окраски стартеров;

Giallo — «желтая», светло-желтая;

Giallo cromo — «желтая хромовая», ярко-желтая Giallo di fondo — «желтая для фона», новое название «желтой маскировочной» после введения «сетчатого» камуфляжа;

Giallo mimetico — «желтая маскировочная», песчано-желтая с зеленоватым оттенком (она же senape — «горчичная»), введена в 1936 г.; образцы этой краски сильно варьировались по тону в зависимости от завода-изготовителя;

Grigio — «серая», нейтрально-серая, без холодного или теплого оттенка;

Grigio aluminio — «алюминиево-се-рая», тусклая светло-серая;

Grigio azzurro chiaro — «серо-лазурная светлая», светло-серая с голубым оттенком, введена в марте 1939 г.;

Grigio azzurro scuro — «серо-лазурная темная», темно-серая с синеватым оттенком, введена в марте 1939 г., имела две разновидности — более темную (темно-шаровую, почти черную) и более светлую, предназначалась для окраски гидросамолетов;

Grigio cenere azzurino — «пепельно-серая с лазурным оттенком», светлая серо-голубая, аналог grigio azzurro chiaro, введена в 1941 г.;

Grigio cenerino — «пепельно-серая», смесь окиси цинка и черного пигмента;

Grigio mimetico — «серая маскировочная», чисто серая чуть более темного тона, введена в 1936 г.;

Grigio opaco — «серая матовая», для внутренних объемов;

Grigio scuro — «темно-серая» для пола кабин и внутренних дверей;

Kaki — «хаки», зеленая с желтым оттенком;

Kaki avorio chiaro — «светлая слоновая кость — хаки», белая с желто-зеленоватым оттенком, введена в 1935 г. для использования в Восточной Африке (поэтому иногда именуется Africa Orientale Italiana — «Итальянская Восточная Африка»);

Marrone mimetico — «каштановая маскировочная», светло-коричневая с красноватым оттенком, введена в начале 1940 г.;

Nera sottomarina antivegitativa — «подводная черная против обрастания», специальный лак для покрытия подводных частей гидросамолетов, глянцево-черный;

Nero — «черная», полуматовая глубоко черная краска, «ламповая копоть»;

Nero opaco — «черная матовая» для окраски воздушных винтов;

Nocciola chiaro — «светло-ореховая», светло-коричневая с едва заметным зеленоватым оттенком, нечто среднее между giallo mimetico и bruno mimetico, ближе к последней;

Rosso — «красная», ярко-красная (алая) для обозначений снаружи и маркировки внутреннего оборудования, на основе киновари (сульфида ртути);

Rosso mimetico — «красная маскировочная», вариант bruno mimetico с ярко выраженным красноватым оттенком, введена в 1937 г.;

Senape — «горчичная», желто-зеленоватая (она же giallo mimetico — «желтая маскировочная»);

Verde — «зеленая», ярко-зеленая для обозначений снаружи и маркировки внутреннего оборудования;

Verde anticorrusione — «зеленая антикоррозионная», грунтовка светло-зеленого тона без желтоватого оттенка;

Verde mimetico — «зеленая маскировочная», светлая зелено-травяная, введена в 1936 г.; образцы этой краски сильно варьировались в зависимости от завода-изготовителя;

Verde oliva scuro — «темная оливково-зеленая», иногда описывается как буты-лочно-зеленая, введена в марте 1939 г.

Итальянские краски сильно выгорали на солнце, поэтому места, обычно закрываемые чехлами, выглядели значительно темнее, чем остальная часть самолета.

В конце войны возникла нехватка пигментов, что естественно сказалось на тоне лакокрасочных материалов. Краски и эмали также страдали от атмосферных осадков. Довольно скоро покрытие начинало шелушиться и отпадать, из-под него показывалась грунтовка, а затем и металл. Это вынуждало часто подкрашивать машины. Подновленные места, естественно, выглядели более яркими. Пятна, отличающиеся по тону, могли возникнуть и в ходе ремонта после боевых повреждений в полевых условиях.

Технология покраски итальянских самолетов обычно была следующей. После промывки на металлические детали наносили из распылителя имевший чуть голубоватый оттенок лак «Джиомар». Затем его сушили, пока цвет не переходил в зеленоватый. Листы обшивки обрабатывали мелкой шкуркой и наносили на них прозрачный лак «Арсонит» в один слой. После этого следовали два слоя цветной эмали. Полотняную обтяжку дважды покрывали бесцветным лаком и дважды — цветным. Деревянные детали внутри самолета обрабатывали красками «Мирус» в два слоя с промежуточной сушкой.

В период раскола Италии на севере страны эксплуатировалось много немецких самолетов, на юге — американских и английских. Они зачастую сохраняли оригинальный камуфляж бывших владельцев, но при ремонте их подкрашивали близкими по цвету отечественными эмалями. Так, вместо американского колера olive green (оливково-зеленого) использовали итальянскую краску verde oliva scuro.