Окраска и обозначения

Первые два опытных образца «Лося» вообще не красились, сохраняя естественный цвет дюралюминия.

Все серийные машины этого типа окрашивались одинаково.

Верхние и боковые поверхности крыла, фюзеляжа и оперения были оливково-зелеными.

В этот же цвет красили целиком капоты моторов и переднюю часть мотогондолы (До набежной кромки крыла), а также коки воздушных винтов и каркасы остекления. Нижние поверхности крыла, фюзеляжа и оперения, колпаки колес и костыль имели небесно-голубой цвет.

Покраска осуществлялась распылителями при помощи трафаретов, граница цветов выглядела отчетливой.

Выхлопные коллекторы и пламегасители в эксплуатации быстро приобретали естественный цвет обгорелого ржавого металла.

Польские опознавательные знаки, называвшиеся «шаховницами» («шашечками»), располагались на крыле сверху и снизу, а также на наружных сторонах килевых шайб (на рулях направления). На верхней части крыла знаки имели небольшой размер и наносились с большим сдвигом влево относительно оси бомбардировщика. По мнению польских маскировщиков, такая асимметрия должна была затруднить противнику прицеливание в воздушном бою. На нижней поверхности крыла знаки выполнялись гораздо больших размеров и стояли симметрично.

Снизу большими черными знаками изображали позывной самолета — набор из двух или трех цифр и буквы, например, «864 N». Буква «N» указывала на принадлежность к 1-му авиаполку. При этом цифры располагались под правым крылом, а буква — под левым, между опознавательными знаками и мотогондолами.

В начале войны поступило распоряжение их закрасить, но выполнили его далеко не на всех самолетах.

В хвостовой части фюзеляжа с левой стороны всегда находился серийный номер машины. Это относилось не только к «лосям», но и вообще ко всем польским военным самолетам. Он включал два набора цифр, разделенных точкой. Слева от нее стоял код типа, а справа — собственно серийный номер. Например, «72.43»: «72» — это код «Лося» (PZL-37), не зависевший от модификации, «43» — собственно номер. Серийный номер не менялся вплоть до Списания машины.

Номера первоначально давались в строгой последовательности, начиная с первого опытного образца, несшего надпись «72.1». Серийные самолеты модификации А имели номера 72.3 — 72.12, типа Abis — 72.13 — 72.32. Однако далее порядки изменились. Нумерацию самолетов типа В начали с сотни — 72.101, 72.102 и так далее. А перед началом войны с целью дезинформации противника бомбардировщикам стали присваивать номера, «идущие вперед». Например, известна машина с обозначением 72.210.

На киле (или килевых шайбах с наружной стороны) наносилась черной краской крупная эмблема PZL На фюзеляже в хвостовой части изображали тактический номер большими белыми цифрами. Хотя польские летчики традиционно наносили на свои самолеты красочные эмблемы эскадрилий, ни на одном «Лосе» их не видно. Известен единственный снимок «Лося» с эскадрильной эмблемой — кадр из немецкого художественного кинофильма о «героях Люфтваффе», в котором разбитый польский бомбардировщик использовали в качестве реквизита.

Один из самолетов модификации А был оформлен как дарственный от группы польских банков и получил довольно пространную надпись на левом борту фюзеляжа за верхней стрелковой точкой, где перечислялись полные наименования дарителей.

Два «лося», использовавшиеся для демонстрации за рубежом, были зарегистрированы как гражданские и несли бук-венные коды SP-BNL и SP-BNK на крыльях и фюзеляже.

На крыле сверху и фюзеляже надпись выполнялась белым цветом, на крыле снизу — черным, причем надпись на крыле разбивалась на две части, так что, например, «SP-» находилось с одной стороны от оси самолета, а «BNL» — с другой.

Румынские машины сохранили польский камуфляж, но получили новые обозначения. Опознавательные знаки в виде желтых крестов с красно-желто-синей кокардой в середине располагались на крыле сверху и снизу и на фюзеляже за зализом крыла. Румыны, в отличие от поляков, рисовали их строго симметрично. На рули направления наносились три полосы национальных цветов — синего, желтого и красного. Полосы были равной ширины, порядок цветов от носовой части самолета всегда начинался с синего. Рули красили с обеих сторон, а не только с внешней.

На киле белой краской писали обозначение «PZL 37 LOS» в две строки и тактический номер. В некоторых случаях вместо тактического номера наносили номер эскадрильи — это хорошо заметно на фотоснимках. На хвостовой части фюзеляжа имелась широкая желтая полоса знак быстрого распознавания, применявшийся немцами и всеми их союзниками на советско-германском фронте.

Когда в 1944 г. румынам вновь пришлось бросить «лоси» на фронт, их использовали только как ночные бомбардировщики. В связи с этим голубую краску на нижних поверхностях заменили черной.

Машина, вывезенная немцами для изучения, а потом демонстрировавшаяся на выставке трофеев в Вене, получила стандартный комплект обозначений Люфтваффе: кресты на фюзеляже и на крыле сверху и снизу, свастики на килевых шайбах.

На самолетах, испытывав-шихся в НИИ ВВС, польские опознавательные знаки закрасили и нанесли советские звезды (симметрично). На борту одного из бомбардировщиков хорошо виден номер «10». Нарисовали ли его в НИИ или он был там изначально — неизвестно.