ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Все серийные «хэмпдены» первоначально выпускались в окраске, принятой для британских бомбардировщиков 1 апреля 1938 г. На верхние и боковые поверхности наносились крупные неправильные пятна двух цветов — землисто-коричневого (Dark Earth) и темно-зеленого (Dark Green). Расположение пятен предписывалось схемой для двухмоторных монопланов с размахом крыла более 70 футов в двух вариантах: «А» — для самолетов с четными номерами и «В» — с нечетными, являвшимися зеркальным отражением друг друга. Все нижние поверхности выполнялись матово-черными (Night Black). Мотогондолы были черными до средней плоскости. У машин учебных подразделений низ — ярко-желтый (Yellow). Передние кромки крыла окрашивались так же, как и верхние поверхности.

Окраска велась по трафаретам. Границы цветовых полей были четкими, линия разделения верхних и нижних поверхностей — прямая или с очень плавными изгибами.

С 1941 г. превалирующей стала схема «А», по которой красили все самолеты. Преимущественное использование «хэмпденов» в ночных операциях выразилось в том, что границу черного низа подняли вверх, до уровня крыла, так что половина борта тоже стала черной. При этом иногда линия раздела выполнялась волнистой.

Для торпедоносцев с весны 1942 г. использовалась так называемая переходная схема. При этом пятна сверху сочетали цвета «очень темный морской серый» (Extra Dark Sea Grey) и «темный грифельно-серый» (Dark Slate Grey, серо-зеленый). Снизу поверхности имели колер Sky — «небесный», на самом деле грязно-белый с голубоватым и даже чуть желтоватым оттенком.

Попадались машины, окрашенные сверху однотонно в «средний морской серый» (Medium Sea Grey).

Позже перешли на стандартную схему Берегового командования. Низ и борта были чисто белыми (White), а верх — таким же, как при переходной схеме.

Опознавательные знаки в виде трехцветных (красно-бело-синих) круглых кокард наносились на хвостовую балку с обеих сторон и на крыло сверху. Иногда кокарды на балке имели снаружи ярко-желтую обводку. В начале войны белое кольцо из кокард на крыле убрали, но добавили знаки на нижней поверхности крыла. Цвет эмблем стал более тусклым.

Опознавательным элементом являлся также «флажок» на вертикальном оперении. Это был прямоугольник с тремя вертикальными полосами тех же цветов, что и на кокарде. На «хэмпденах» они появились в 1940 г. Их рисовали на обеих килевых шайбах сразу над стабилизатором с наружных сторон. В мае 1942 г. ввели другой вариант «флажка» — с узкой белой полоской.

На фюзеляже изображался трехбуквенный код. Две буквы сообщали, какой части принадлежит машина, третья показывала номер самолета в подразделении (по алфавиту). Код части мог ставиться как впереди, так и позади кокарды. Третья буква наносилась по другую сторону от знака. Надписи на обеих сторонах хвостовой балки располагались по полету одинаково. Цвет букв чаще был светлым. Перед войной и в начале войны иногда пользовались белой краской, потом в ход пошла светло-серая (Light Grey) и более темная «средняя морская серая» (Medium Sea Grey). При черном борте применяли «тускло-красную» (Dull Red) эмаль, типичную для ночных бомбардировщиков.

На самолетах Берегового командования использовали ту же «тускло-красную» или «светлую гри-фельно-серую» (Light Slate Gray) — серую с зеленоватым оттенком.

Самолеты учебных частей подобных обозначений обычно не несли, хотя иногда применялся довольно сложный буквенно-цифровой код, причем со знаками определенных цветов, показывавший назначение учебной части, тип самолета и подразделение.

На хвостовой балке перед оперением всегда проставлялся так называемый военный номер. Он давался министерством авиации при заказе самолета на заводе, никогда не менялся и не присваивался дважды. Состоял номер из заглавной буквы и четырех цифр, позже из двух букв и трех цифр. Конфигурация букв и цифр строго регламентировалась, так же, как и их размер. Первоначально цвет надписи был только черным, позже стал встречаться «тускло-красный» и очень редко — темно-серый.

До войны номер дублировался на обоих крыльях снизу, причем с одной стороны он наносился по полету, а с другой — против него. В начале войны номера на крыле закрасили.

Все это дополнялось самодеятельностью экипажей, рисовавших на машинах личные эмблемы. Обычно они изображались на одном или обоих бортах фюзеляжа перед пилотской кабиной.

В Советском Союзе окраску «хэмпде-нов» в целом не меняли. Только закрасили опознавательные знаки, «флажки» и трехбуквенные коды. При этом, похоже, пользовались отечественной «защитной» (зеленой с желтоватым оттенком) эмалью. На самолетах появились красные звезды без окантовки и бортовые номера белого цвета.

Единственный шведский «хэмпден» сверху и с боков был однотонным, тем-но-оливково-зеленым, снизу — светлым серо-голубым.

Граница цветов выполнялась волнистой. Опознавательные знаки имели вид синих кругов, на которых изображались три желтые короны. Снаружи знак окантовывался тонкой желтой линией. Знаки наносились сверху и снизу на крыльях и по бокам на хвостовой балке. В разное время самолет имел разные тактические номера, изображавшиеся на вертикальном оперении белой краской и повторявшиеся на носовой части фюзеляжа. После обретения гражданского статуса окраска машины не изменилась, но военные опознавательные знаки и номера убрали, а на хвостовой балке появился регистрационный код SE-APD.