ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Опытный образец «Полуторастоечного» и первые серийные экземпляры летали не окрашенными. Как и большинство самолетов того периода, они имели светло-желтый с легким кремовым оттенком цвет полотна, покрытого аэролаком. Деревянные и металлические детали и участки обшивки также оставались в своих естественных цветах. Но начиная с весны 1916 г. в Великобритании был издан приказ об окраске всех военных аэропланов в единый стандартный цвет РС10. Эта аббревиатура расшифровывается как Pigmented Cellulose Specification №10, то есть «пигментированная целлюлоза 10-го стандарта». Как мы видим, название ничего не говорит о цвете данного красителя, однако сохранился его рецепт. РС10 вырабатывался путем добавления в аэролак желтой охры и черного красителя в пропорции 12: 1, в результате чего получалась зеленовато-бурая нитроэмаль, напоминавшая цвет болотной тины. Этим цветом покрывались верхние и боковые поверхности крыльев, фюзеляжа и оперения. Нижние оставались неокрашенными, то есть светло-желтыми. Так же неокрашенными в большинстве случаев оставляли капот и алюминиевые участки обшивки, поскольку РС10 очень плохо держалась на металле. Как правило, не красили и межкрыльевые стойки, хвостовой костыль, а иногда и фанерный гаргрот фюзеляжа в районе кабин.

У аэропланов, построенных на заводах «Сопвич» и «Виккерс», судя по фотографиям, не красился киль и полотняная обтяжка спицовки колес. При этом на килях самолетов завода «Виккерс» черной краской наносился серийный номер, а у машин «Сопвич» — полное название фирмы и ее местоположение — город Кингстон на Темзе. Иные производители рисовали серийные номера белой краской на фоне РС10, располагая их либо на киле, либо на борту в хвостовой части фюзеляжа под стабилизатором или же перед ним.

Известны также случаи, когда черный серийный номер был изображен на фюзеляже поверх светлого прямоугольника, хотя, возможно, эти номера наносились еще до покраски самолетов в защитный цвет, а прямоугольники под ними просто оставались неокрашенными.

Британские опознавательные знаки в форме сине-бело-красных концентрических кругов (англичане и французы называли их «кокардами») наносились на крылья и борта фюзеляжа за кабиной. Дополнительным элементом государственной идентификации был окрашенный вертикальными и равными по ширине полосами тех же цветов руль поворота. На машинах, покрытых защитным цветом, «кокарды» поначалу рисовали прямо поверх РС10, но, поскольку синий внешний круг на больших расстояниях сливался с фоном, 5 мая 1917 г. вышла директива, предписывающая окружать опознавательные знаки, нанесенные на верхнем крыле и фюзеляже, тонкой белой обводкой.

В эскадрильях на самолеты обычно наносили белой краской тактический номер в виде крупной арабской цифры (реже — латинскую букву или буквенно-цифровой код). Иногда номер дополняла или заменяла эмблема эскадрильи, представлявшая собой геометрическую фигуру, полосу или простенький квадратный значок. Сложные сюжетные рисунки на фронтовых самолетах британской авиации были запрещены, так же как индивидуальные эмблемы экипажей и какие-либо надписи, кроме технических. Только самые знаменитые асы могли себе позволить пренебречь этим запретом, но среди пилотов «полуторастоечников» таковых не было. Более либеральные порядки царили в летных школах, где порой попадались самолеты, окрашенные не в суровый РС10, а в яркие декоративные цвета и даже узоры.

Заканчивая рассказ об окрасках английских «сопвичей», надо отметить, что РС10 в ходе эксплуатации выгорала на солнце, приобретая все более тусклый и коричневатый оттенок.

Кроме того, при смешивании красителей не всегда точно соблюдали пропорции, поэтому оттенки защитного покрытия заметно варьировались от зелено-оливкового к темно-коричневому.

Французские «сопвичи», в отличие от английских, летали в своих «естественных цветах» желтоватого лакированного полотна, дерева и металла. Опознавательные знаки ВВС Франции изображались на тех же местах машины, что и в Великобритании, только фюзеляжную «кокарду» рисовали довольно редко. Зато французы любили изображать на бортах фюзеляжа самые разные декоративные эмблемы, а авиационное начальство этому не препятствовало. Эмблемы эскадрилий в «Армэ дель Эйр», как правило, не сводились к простейшим геометрическим формам, а представляли собой изображения различных животных, птиц или фантастических существ, а иногда — целые сюжетные картины. Бортовые номера на светло-желтом фоне полотна наносили черной, красной или синей краской.

«Сопвичи», поступавшие из-за границы в Россию, не перекрашивались и летали в своих «родных» цветах, то есть английские — коричнево-зеленые, французские— светло-желтые. Более того, не перерисовывались даже опознавательные знаки! Поэтому в российских авиаотрядах нередко можно было встретить аэропланы с английскими или французскими «кокардами». Очевидно, допуская такую «вольность», командование исходило из того, что цвета, все равно, одинаковы, а их расположение особой роли не играет. Главное, чтобы опознаватель-ные знаки резко отличались от немецко-австрийских черных крестов.

Аэропланы, выпущенные на российских заводах, согласно принятому в конце 1916 г.

стандарту, окрашивались в тускло-серебристый цвет. Этот цвет получался путем добавления в аэролак алюминиевой пудры. Поскольку аэролак со временем желтел, серебристая окраска самолетов также приобретала в ходе эксплуатации желтоватый оттенок. «Серебрянкой» всегда красились только полотняные поверхности. Дерево и металл оставались в своих натуральных цветах. Еще одним важным отличием аэропланов российской сборки, по которому их сразу можно отличить на фотографиях от англо-французских, было то, что у них на руле поворота рисовали не полосы, а русские «кокарды», отличавшиеся пропорциями цветовых полей. Такие же знаки были на крыльях и бортах фюзеляжей. На бортах иногда писали номер и сокращенное название авиаотряда (например, «9Ар.» — «9-й армейский»).

Октябрьская революция привела к появлению на территории бывшей Российской империи большого разнообразия авиационных эмблем и опознавательных знаков. Поначалу самолеты Красного воздушного флота летали с дореволюционной символикой, но, поскольку такие же символы сохранили и самолеты белых армий, требовалось придумать что-то новое и резко отличное от цветной «кокарды». Летом 1918 г. в некоторых авиаотрядах и авиагруппах по собственной инициативе начали целиком закрашивать трехцветные круги красной краской, получая что-то вроде японских эмблем «восходящего солнца» (о существовании которых у нас тогда, очевидно, еще не знали). С такими знаками летал, в частности, «Сопвич» 1-й Тверской авиагруппы, одержавший первую в Гражданской войне воздушную победу.

23 сентября начальник советской авиации на Восточном фронте Юнгмейстер издал приказ, согласно которому все самолеты, входящие во вверенные ему авиачасти, должны иметь единую эмблему — черную пятиконечную звезду, нанесенную на концы крыльев и хвостовое оперение.

Приказ, кстати, заканчивался словами: «Всякий самолет, не имеющий таких знаков, будет обстреливаться». Есть информация, что на многих самолетах Восточного фронта черные звезды нарисовали еще раньше — в июле — августе 1918 г., а приказ Юнг-мейстера лишь узаконил создавшееся положение.

Но уже 9 октября того же года Главное управление Военно-воздушного флота издало свой приказ, по которому единым опознавательным знаком для всех советских самолетов должна являться не черная, а красная пятиконеч-ная звезда. Несмотря на это, аэропланы Восточного фронта, по свидетельствам очевидцев, довольно долго летали с черными звездами. Отдельные такие машины встречались на аэродромах еще в 1920 г.

Красные или черные звезды наносили на машинах на те же места, где раньше располагались царские «кокарды», причем иногда прямо на них. В дополнение к опознавательным знакам на советских самолетах иногда рисовали эмблемы авиаотрядов. Например, в 13-м Казанском отряде это было изображение черта, а в 25-м разведывательном — красная стрела с птичьим крылом. Встречались и надписи агитационного характера.

На «сопвичах», принадлежавших белым армиям, опознавательные знаки не менялись с дореволюционных времен. Английские и французские машины также летали со знаками соответствующих стран. Только на некоторых колчаковс-ких «сопвичах» (а возможно — лишь на одном), вместо бортовой «кокарды», был нарисован треугольный вымпел цветов русского национального флага, подобный тому, какие изображали в годы Первой мировой войны на самолетах «Илья Муромец».

Для ВВС Дальневосточной республики в 1920 г.

придумали опознавательные знаки в виде красных ромбов, вытянутых вдоль продольной оси самолета, в передний угол которых был вписан ма-ленький синий ромбик. Иногда эти ромбы рисовали на фоне белых кругов. Расположение знаков было стандартным — на концах крыльев, бортах фюзеляжа и на вертикальном оперении.