ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

гражданской авиации,руль,винт,воздушный,верхнего крыла,отечественный

Все самолеты Р-3ет на заводе красили одинаково. Верхние и боковые поверхности покрывались аэролаком «защитного» (зеленого с желтоватым оттенком) цвета, нижние — серо-голубоватого. Кок винта, межкрыльные стойки и стойки кабана, стойки и подкосы шасси, диски колес тоже были зелеными. Кабины внутри окрашивались в серый цвет; приборные доски — в матово-черный. Турель и пулемет на ней воронились. Лопасти воздушного винта сохраняли естественный цвет металла.

Опознавательные знаки в виде красных звезд без окантовки наносились на верхние крылья сверху и на нижние — снизу, а также на хвостовую часть фюзеляжа с обеих сторон.

Тактические номера рисовались белым, желтым, голубым или красным цветом на рулях направления; стандартного начертания не существовало. Командирские машины вместо номера обычно несли маленькую звездочку на верхушке киля.

На время учений самолеты противоборствующих сторон обычно обозначали полосами на хвостовой части фюзеляжа и крыльях, наносившихся смываемой краской. Например, во время маневров на Украине летом 1937 г. машины «синих» несли по одной белой полосе шириной 50 см, а техника «красных» — две полосы по 40 см каждая.

В период Великой Отечественной войны на некоторые машины поверх слоя зеленого аэролака нанесли камуфляжные черные пятна в соответствии с новой маскировочной схемой, введенной в 1941 г. Красные звезды стали изображать также на вертикальном оперении, причем встречались машины с опознавательными знаками одновременно и на фюзеляже (по старому образцу), и на киле (по новому). Зимой 1941/42 г. применяли временную белую краску на меловой основе. К весне она частично стиралась.

П-3ет в гражданской авиации либо сохраняли исходную окраску военного образца, либо целиком перекрашивались в светло-серый или серебристый цвет. Вместо звезд они несли надпись «СССР» и цифро-буквенный код, которые располагались на тех же местах.