ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Все С-47 выпускались в стандартной окраске ВВС армии США. Верхние и боковые поверхности покрывались оливково-зеле-ной краской Olive drab 41, нижние — светлосерой Neutral grey 43. Линия раздела цветов обычно выполнялась волнистой. Резина антиобледенителей не окрашивалась. На некоторых самолетах, применявшихся на европейском ТВД, окраска на месте дополнялась пятнами зеленой краски Medium green 42 у передней и задней кромок крыла и оперения.

Опознавательные знаки в виде белой пятиконечной звезды в синем круге наносились на хвостовую часть фюзеляжа с обеих сторон, на левое крыло сверху и правое — снизу. Диаметр знака — 80 — 90% ширины крыла или 75% высоты фюзеляжа. На крыле центр звезды находился на расстоянии 1/16 размаха от конца консоли. Синий круг касался передней кромки элерона. В июне 1943 г. синий круг окантовали красной линией и наложили на белую полосу с красным же кантом.

На киле желтой краской наносился войсковой номер. Он давался самолету еще при его заказе у производителя и далее никогда не менялся. Первые две цифры означали финансовый год, когда машина заказывалась (42 — обозначало 1942 г., и так далее), затем шел собственно номер. На самолете первую цифру года отбрасывали, а к номеру, если он был короче четырех знаков, добавляли нули.

В Европе С-47 обычно несли кодовое обозначение части в виде одной буквы и одной цифры крупных размеров, которые рисовали белой краской на бортах за кабиной. Собственное обозначение машины выполнялось буквой того же цвета на киле. В Бирме пользовались обозначениями частей в виде полос, шевронов или «молний» на фюзеляже.

Во время высадки в Нормандии на С-47 и английские «дакоты» нанесли черно-белые полосы, охватывавшие заднюю часть фюзеляжа.

На некоторых самолетах полосы рисовали только снизу, до середины фюзеляжа.

Многие «дугласы» имели персональные эмблемы экипажей. Обычно они находились на носу машины, возле пилотской кабины.

Самолеты R4D, R5D и R6D морской авиации и корпуса морской пехоты чаще имели ту же схему окраски, что и армейские, но ряд из них перекрашивался по стандартам флота (светло-серый верх и белый низ).

Английские «дакоты» обычно сохраняли американский тип окраски, отличаясь только опознавательными знаками. Но на некоторых фотографиях видны машины, окрашенные по схеме Королевских ВВС, с неправильными пятнами коричнево-землистого и зеленого цветов сверху, снизу они были серо-голубоватыми.

В Советском Союзе американские самолеты не перекрашивали. Наши красные звезды наносили поверх американских белых, иногда закрашивая синий круг, иногда — нет. С 1944 г. прямо в США экспортные машины получали звезды нового образца — с бело-красной окантовкой.

Войсковой номер сохранялся, поскольку именно он вписывался во все документы на самолет. С^17 10-й гв. атд несли белые трехзначные номера на задней части фюзеляжа. В других частях и соединениях применяли номера на киле или руле направления. Штабные самолеты частей и соединений иногда имели их эмблемы.