ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Первые серии «дракенов» для ВВС _веции выпускались некрашеными, имевшими естественный цвет полированного алюминия. Черной эмалью пок-;ывали обтекатели антенны РЛС и штыревой антенны над гаргротом. Черную -олосу рисовали также вокруг воздухозаборников двигателя.

Опознавательными знаками ВВС Швеции являются три короны на синем круге с желтой окантовкой. У опытных образов и первых серийных машин они наносились на киле и отъемных частях крыла : обеих сторон. Позже знаки с киля перенесли на носовую часть фюзеляжа, под кабину, а на крыле снизу сдвинули на центроплан, чтобы их не заслоняли ракеты и баки, подвешенные на пилонах.

3 строевых частях на истребители наносили по два номера: на носовой части изображали номер флотилии, на киле — собственный номер самолета. Оба были равнозначными и рисовались черным цветом. Исключение составляли машины пилотажной группы «Акро дельтас», у которых на синем киле изображалась эмблема группы, а номер располагался под килем на фюзеляже. На многих «дракенах» в верхней части киля нередко рисовали традиционные эмблемы флотилий.

С 1963 — 1964 гг. шведы перешли на комуфляж, сочетавший оливково-зеленый, темно-синий и светлый серо-голубой цвета. Верхние и боковые поверхности были оливково-зелеными с шедшими поперек оси самолета неправильными темно-синими полосами. Линия раздела цветов выглядела размытой. На некоторых истребителях темные колеса занимали всю носовую часть, включая низ вплоть до воздухозаборников гзигателей. Чаще же цвета разделяюсь вдоль крыла, на носовой и хвостовой частях фюзеляжа линия раздела немного опускалась. Большая часть нижних поверхностей имела однотонную серо-голубую окраску, лишь задняя часть фюзеляжа оставалась некрашеной, серебристой.

Обтекатель антенны РЛС мог быть как черным, так и серым. Воздухозаборники теперь окантовывали серой полосой с тонкой черной каймой по входной кромке. Иногда это дополняли желтым шевроном, направленным углом против полета.

Внутренние поверхности створок ниш шасси, так же, как узлы стоек и диски колес, красили в тон нижних поверхностей.

Чтобы номера хорошо выделялись на фоне камуфляжа, их стали делать желтыми. Заводской номер наносили мелкими белыми цифрами на заднюю часть фюзеляжа. В ходе учений на верхней поверхности крыла рисовали временные знаки условного противника, например, белые треугольники.

В такой окраске эксплуатировались как перехватчики, так и разведчики.

В 1970-х гг. темно-синие полосы заменили крупными неправильными пятнами. Все остальное не изменилось. В 1980-х номер на киле иногда стали рисовать красной краской, дублируя крупными цифрами на верхней поверхности крыла: одна цифра слева, другая — справа. На некоторых машинах номер на киле оставался желтым, а на крыле был ярко-оранжевым.

В конце 1980-х гг. камуфляж стал серым в три тона: самый светлый — низ, а наверху перемежались более светлые и более темные поля с сильно размытыми краями. Обтекатель антенны РЛС теперь не выделялся, передний его конец красился в светлый колер нижних поверхностей. Эмблемы частей стали еще декоративнее. Так, во флотилии F10 вертикальное оперение истребителей было целиком красным, с большим белым изображением привидения.

Учебные машины все это время оставались серебристыми, с черными треугольниками возле воздухозаборников.

В Финляндии использовали камуфляж из крупных неправильных пятен зеленого и темно-серого цветов сверху и светло-серого низа.

Знаки (бело-голубые кокарды) наносились так же, как и в Швеции. Номера у финских самолетов представляли собой сочетание букв «DK» и трех цифр. Их писали белым или черным цветом на фюзеляже под килем.

Датские машины имели однотонный темно-зеленый верх и серо-голубой низ либо были зелеными со всех сторон. Обтекатели РЛС — черные. Опознавательные знаки (бело-красные круги) располагались на тех же местах, что и у шведских и финских «дракенов», но имели меньший диаметр. На верхушке киля наносили государственный флаг — не прямоугольный, а с косицами. Буквенно-цифровые номера рисовали черным цветом на нижней части киля.

Австрийцы выбрали своеобразный серый камуфляж в три тона: очень светлый низ, а наверху более темный серый цвет постепенно переходит в еще более темный по направлению к хвосту самолета. Линия раздела верха и низа шла примерно вдоль оси самолета. Опознавательный знак ВВС Австрии — белый треугольник, вписанный в красный круг. Знаки располагались на фюзеляже под фонарем кабины, на правом крыле сверху и на левом — снизу. Номер писали черными цифрами на киле и повторяли его сверху на крыльях.