ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Практически все изготовленные вертолеты Ми-28 имели камуфляжную окраску.

Первые опытные машины (бортовые номера «012», «022», «032» — все желтые) отличались от последующих своей трехцветной окраской из пятен коричневого, светло-оливкового и зеленого цветов. Камуфляж был нанесен не только на боковые и верхние поверхности машины, но и на нижнюю поверхность хвостовой балки. Серо-голубым оставался лишь низ фюзеляжа. Форма и расположение пятен на всех трех вертолетах были весьма похожи. Вероятно, их окрашивали по одной и той же схеме вручную.

Ми-28 с бортовым номером «032» (номер — белый), показанный на авиасалоне МАКС-1999, — единственный в одноцветной зеленой окраске. Правда, его внешний вид оживляли эмблема (медведь, изображенный на желтом фоне перед воздухозаборниками экранно-вы-хлопных устройств) и четыре наклонные черные полосы разной толщины на хвостовой балке.

Двухцветная окраска остальных вертолетов состояла из пятен светло-оливкового и оливково-зеленого цветов. Двухцветная схема камуфляжа на разных машинах была в основном одинаковой. При этом нижние поверхности, как правило, окрашивали в серо-голубой цвет. Но встречались и исключения: Ми-28Н с бортовым номером «014» (номер — белый) имел камуфляж из двух оттенков зеленого цвета, полосы которого были нанесены поперек фюзеляжа не только на верхней и боковых, но и на нижней поверхности хвостовой балки; их рисунок был иным, чем на других вертолетах. Красная надпись «Осторожно» у рулевого винта на этой машине нанесена на белой стрелке с красной окантовкой.

Позднее на хвостовой балке появился желтый выставочный номер и эмблема ми-левской фирмы между остеклением передней и задней кабин.

Лопасти несущего винта покрыты серо-голубой краской. Детали втулки окрашиваются в черный и серо-голубой цвет.

Рулевой винт имеет втулку черного цвета и серо-голубые лопасти, окантованные по передней кромке неокрашенной сталью. У большинства машин на конце каждой лопасти нанесено по одной широкой красной полосе, но у Ми-28 с бортовым номером «032» их было две, а на Ми-28Н с номером «35» (желтого цвета) — одна широкая полоса и одна более тонкая, примерно на одну треть длины лопасти. Кроме того, с правой стороны (по полету) красным же цветом наносилась маркировка лопасти.

Обтекатели радиолокационных антенн, в том числе и размещенной над втулкой несущего винта Ми-28Н, покрывали радиопрозрачной коричневато-зеленой краской.

Стойки шасси окрашивались в голубовато-серый цвет, а диски колес— в зеленый.

Внутренние поверхности лючков обслуживания на вертолетах постройки Ростовского вертолетного завода окрашены в красный цвет. Так что, если техники при подготовке машины к полету забудут закрыть какой-нибудь из них, это сразу же бросится в глаза.

Сфера датчика ГОЭС на некоторых вертолетах покрыта эмалью серо-голубого цвета, но есть и окрашенные в один из цветов камуфляжа. Цилиндрический корпус трехканальной обзорно-прицельной системы внизу носовой части — «общевойскового» защитного цвета. В таком виде это изделие поставляется с красногорского завода «Зенит» и уже не перекрашивается.

Наружный кожух механизмов привода пушки на машинах с голубым «брюхом» выкрашен в серо-голубой цвет, той же краской, что и нижняя поверхность.

На вертолетах с трехцветным камуфляжем, как правило, — в серый. На этом фоне выделяется своим черным цветом только сама пушка.

Интерьер кабины выполнен в серых, очень темных тонах.

Опознавательные знаки — обычные красные пятиконечные звезды с бело-красной окантовкой — нанесены на боках хвостовой балки у самого ее основания. По правилам нанесения опознавательных знаков на вертолетах, третья звезда наносится на нижней поверхности фюзеляжа, однако место ее расположения на Ми-28 необычно: звезда сильно смещена вперед и ютится между артиллерийской установкой и шасси. Интересные опознавательные знаки имели Ми-28 с бортовым номером «032» и Ми-28Н с номером «014» — на фоне звезды располагался российский триколор, немного смещенный назад по полету.

Большинство бортовых номеров на Ми-28 и Ми-28Н — желтые с черной окантовкой. Они размещались под остеклением задней кабины. Исключение составляли контурные белые номера «032» и «014» (на Ми-28Н). Кроме того, на машинах, экспонировавшихся за рубежом, были нанесены на хвостовых балках выставочные номера:

— на Ми-28 с желтым бортовым номером «032» — желтый же номер «Н-390»;

— на Ми-28 с желтым бортовым номером «042» — желтый номер «Н-315»;

— на Ми-28Н с белым бортовым номером «014» — желтый номер «Н-345».

Технические надписи и знаки выполнены черным или желтым цветом. Некоторые предупредительные надписи, например, «Берегись ствола» и «Осторожно — лазерное излучение» нанесены черным цветом на фоне желтого прямоугольника. Особенно важное для вертолетов предостережение — «Опасно» — нанесено крупными желтыми буквами с черной окантовкой на конце хвостовой балки, а вдоль концевой идет красная надпись «Вращающийся винт». Над подножками — вертикальные черные полосы.