ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Опытные образцы штурмовика изначально летали полностью окрашенными в серый цвет Aircraft grey (FSN-36473), позже в процессе испытаний самолеты пере красили в серый более темного тона (Guпshiр grey, FSN-36118). Первый пред-серийный самолет УА-10А был окрашен аналогичным образом. Далее на машинах этой серии экспериментировали с различными типами маскировочной окраски. Второй, пятый и шестой предсе-рийные экземпляры получили камуфляж из пятен очень светлого серого цвета, разбросанных по более темному серому фону. Третий был полностью окрашен краской Dark compass ghost grey (FSN-36320). Четвертый УА-10А имел окраску в два оттенка серого цвета, 40% поверхностей — светло-серый с зеленоватым отливом (MASK-1 ОА), 60% — светлo-cepый. Первый серийный штурмовик (А-10А NQ 75-0258) был окрашен в цвет Light compass ghost grey (FSN-36375), причем поверх краски наносился слой глянцевого лака. Седьмой и девятый серийные самолеты окрашивались так же, но лаком не покрывались. На 1 О-м и 11-м серийных самолетах экспериментировали с камуфляжем, при котором фон цвета Light compass ghost grey или Dark compass ghost grey сочетался с крупными пятнами серого цвета с зеленоватым отливом (MASK-1 ОА). Штурмовики с 12-го по 30-й камуфлировались по схеме «Intermediate MASK-10A»: асимметричные пятна MASK-10A занимали 30% поверхности, а пятна серого цвета более светлого оттенка — 50%. На самолетах с 31-го по 145-й цвета камуфляжа не изменились, но пятна наносили симметрично, кроме того, на нижней поверхности фюзеляжа рисовался ложный фонарь кабины.

Схема из оттенков серого цвета, как показала практика, отлично подходила истребителям, действовавшим на средних и больших высотах, — окрашенный подобным образом самолет теряется на фоне неба.

Штурмовикам же предстояло действовать на фоне земли; непросто найти местность, на фоне которой серый самолет не смотрелся бы контрастно. На учениях 1977 г. штурмовики А-10А без труда обнаруживались пилотами истребителей F-5E из эскадрилий «агрессоров». Опыт учений послужил поводом продолжить эксперименты с окраской «хогов». В конце того же года на авиабазе Нэллис появилось минимум четыре А-1 ОА в экстравагантной окраске из округлых пятен темно-серого и серо-зеленого цветов, хаотично разбросанных по средне-серому фону (схема JAWS). Такой камуфляж признали очень эффективным, но крайне непрактичным — его было сложно поддерживать в период эксплуатации самолета.

Командование ВВС США считало, что основная угроза штурмовикам будет исходить из верхней полусферы (от истребителей), поэтому основные усилия направили на то, чтобы сделать самолет менее заметным на фоне земли, а не неба. В сентябре 1978 г. на аэродроме появился А-1ОА (75-0266) из 422-й эскадрильи, покрашенный по схеме «Charcoal Lizard» с сочетанием трех цветов: темно-зеленого (Daгk gгееп, FSN-34092), зеленого (Medium gгееп, FSN-341 02) и серого (Medium gгey, FSN-36231). После испытания серый цвет поменяли на темно-серый, так появился камуфляж, который теперь прочно ассоциируется со штурмовиками А-10А. На заводе его начали применять со 148-го самолета. Окрашенные подобным образом машины впервые появились в Европе в апреле 1979 г.

Эксперименты с камуфляжем, однако, не прекратились. Как минимум один штурмовик (78-0552) из базировавшегося в Барксдейле 917 -го авиакрыла был перекрашен по экспериментальной «ближневосточной» схеме — пятнами песочного, оливкового и светло-зеленого цвета, еще один самолет из того же крыла камуфлировали аналогичным по расположению и форме пятен способом, но в три оттенка серого цвета.

Обе схемы окраски дальнейшего развития не получили. В 1992 г. в свете уроков «Бури в пустыне» и развала Вэршавского блока приоритетной для штурмовиков стала считаться не угроза с неба, а угроза с земли — т есть средства ПВО сухопутных войск. С земли зеленые самолеты на фоне неба представляли собой отличную мишень. Штурмовики вновь стали серыми. Верхние поверхности начали окрашивать в цвет Daгk compass ghost gгey, нижние — в цвет Light compass ghost gгey. На расстоянии такие самолеты выглядят однотонно-серыми. Первым по новой схеме перекрасили А-10А NQ 81-0956 в июне 1992 г.

Штурмовик А-10А стал одним из первых самолетов ВВС США, получивших вместо цветных опознавательных знаков новые малозаметные — черные с «пустыми» звездами и «ушами». Все надписи на обшивке планера также выполнялись черной краской. Ниши, стойки и диски колес шасси, а также внутренние поверхности створок шасси традиционно для американской авиации окрашивались в белый цвет.

Тем не менее яркие пятна на штурмовиках все-таки имелись. На килях некоторых самолетов (обычно командиров эскадрилий и авиакрыльев) наносили полноцветные эмблемы Тактического авиационного командования и цветные идентификационные полоски эскадрилий и крыльев. На любой войне, почти в любых ВВС, самолеты быстро покрываются «наскальной живописью». «Хог» В этом плане исключением не стал, хотя штурмовики все-таки с этой точки зрения смотрелись скромнее истребителей. На носах фюзеляжей большинства машин 917-го авиакрыла резерва ВВС красовались кабаньи головы. И конечно же, рисовали акульи пасти. «3убастиками» стали штурмовики 23-го тактического авиакрыла.