ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Самолёты Ju 88A несли стандартный для германских бомбардировщиков камуфляж, введённый в октябре 1938 г. На верхние и боковые поверхности наносились неправильной формы поля тёмно-зелёного (RLM 71) и чёрно-зелёного (RLM 70) цветов, разделявшихся ломаными линиями. Окраска производилась распылителями по трафаретам, граница цветовых зон выглядела чёткой. Низ самолёта — светло-голубой (RLM 65). Разведчики несли тот же камуфляж, что и бомбардировщики.

Коки винтов поспе выпуска с завода имели чёрно-зелёный цвет. В эскадрах переднюю их четверть часто окрашивали в яркие цвета; у машин одного отряда он был одним и тем же. Иногда в цвет отряда окрашивался весь кок, а его носок — в цвет группы. Цвета групп унифицировались: I группа — белый, II — красный, III — жёлтый, IV — светло-голубой, V — чёрный.

В период «битвы за Англию» на бомбардировщиках, действовавших ночью, нижние поверхности покрывали временной водорастворимой чёрной краской, иногда захватывая борта фюзеляжа полностью или частично. Встречались также машины с нанесёнными расплывчатыми чёрными пятнами неопределённой формы.

На советско-германском фронте применялась временная зимняя белая окраска верхних и боковых поверхностей самолётов. При этом использовали водорастворимую краску, которая к весне начинала облезать, частично приоткрывая стандартный камуфляж.

Бомбардировщики, участвовавшие в боевых действиях в Северной Африке, были сверху однотонно песочными или несли камуфляж из зелёных пятен на песочном фоне.

Машины береговых групп, действовавшие над морем, имели тёмно-серый верх и светло-серый низ.

Иногда сверху камуфляж дополнялся причудливыми волнистыми линиями более светлого тона.

Ночные, истребители до 1942 г. были целиком чёрными, а затем светло-голубыми. К середине 1943 г. установилась схема окраски с мелкими серыми (RLM 75) пятнами поверх серо-голубого (RLM 76) фона. Вместо пятен могли наноситься волнистые линии.

Внутренние поверхности кабин покрывались матовой чёрно-серой (RLM 66) краской, не дающей бликов. Все другие внутренние объёмы, включая внутренние поверхности капотов моторов, окрашивались в светлый зелёно-серый (RLM 02) цвет. Приборные доски были серыми (RLM 41). Рычажки, верньеры, кнопки выделялись яркими цветами, чаще всего красным (RLM 23) и жёлтым (RLM 04).

Агрегаты топливной системы были жёлтыми, масляной — коричневыми, пневмо-системы — синими, бензопроводы — синими с жёлтыми кольцами, маслопроводы — тоже синими, но с коричневыми кольцами, проводка сжатого воздуха отличалась красными кольцами. Системе охлаждения был присвоен зелёный цвет, ее зелёные трубопроводы украшали белые кольца. Трубопроводы гидросистемы окрашивались в коричневый цвет с красными кольцами. Противопожарное оборудование, естественно, было красным.

«Юнкерсы» несли опознавательные знаки образца 1939 г. в виде чёрных крестов с бело-чёрной окантовкой. Кресты наносились на хвостовую часть фюзеляжа с обеих сторон, а также на крылья сверху и снизу Знаки снизу крыла были значительно крупнее, чем сверху. Иногда на верхней поверхности крыла и фюзеляже изображали упрощённые кресты, состоявшие только из белых элементов.

На вертикальном оперении с обеих сторон рисовали свастику с бело-чёрной окантовкой. Если кресты на фюзеляже обозначались только белой окантовкой, то же самое проделывали и со свастикой.

Начиная со вторжения в Югославию и Грецию в апреле 1941 г. на бомбардировщиках стали применять знаки быстрого распознавания. Они имели вид цветных полос, обхватывающих хвостовую часть фюзеляжа, дополняемых окраской в тот же цвет концевых частей крыла снизу. На Балканах цвет был жёлтым, в Северной Африке — белым, в Средиземноморье — красным, на советско-германском фронте — тоже жёлтым.

Весной 1939 г. в ВВС Германии приняли унифицированную систему обозначений самолётов четырёхзначным кодом из трёх букв и одной цифры. Код наносился на фюзеляже и дублировался на нижней поверхности крыла. На фюзеляже сочетание буквы и цифры слева от креста указывало код эскадры или отдельной группы. Буква справа от креста — индивидуальное обозначение самолёта. Она часто имела другой цвет, соответствующий окраске передней части кока винта в данном отряде. На машинах штабных звеньев групп эта буква была зелёной, эскадр — синей. Крайняя буква справа обозначала принадлежность к подразделению, и на всех его бомбардировщиках была одной и той же. Все знаки, кроме третьего, обычно писались чёрной краской, а на чёрном или тёмно-сером фоне у ночных бомбардировщиков или истребителей — белой или красной.

На крыле по два знака наносились с каждой стороны, разделённые крестами. В конце войны и на фюзеляже, и на крыле часто изображали только два последних знака, опуская код эскадры.

После выпуска с завода бомбардировщики получали обозначения из четырёх букв, которые заменялись на обычный четырёхзначный код уже после перегонки в строевую часть.

Четырёхбуквенные сочетания несли и учебные самолёты. После февраля 1944 г. вместо четырёхбуквенного кода на стадии заводских испытаний и перегонки стали использовать заводские номера, писавшиеся белой краской мелкими цифрами на вертикальном оперении. Это касалось только ночных истребителей.

На носовой части машин возле остекления кабины часто рисовали красочные эмблемы эскадр. Иногда щит эмблемы имел цветную обводку, показывающую принадлежность к определённой группе или отряду Другой вариант — использование цвета группы как фона щита.

На самолётах наносились указывающие или предупреждающие технические надписи: на зелёном фоне — тёмно-пурпурные (RLM 28), на светло-голубом или светло-сером — чёрные (RLM 22).