ОКРАСКА, НЕМНОГО О ТЕРМИНАХ

Начнем с уточнения значений терминов «камуфляж», «защитная окраска» и прочих. Многие используют термин «камуфляж» как синоним слова «окраска». Однако камуфляж, или деформирующая окраска, — это окраска верхних и боковых поверхностей самолета крупными пятнами близких к преобладающим на земной поверхности цветам. Она основана на эффекте слияния одних пятен с пятнами фона и выделении других, что приводит к искажению контура самолета.

Защитная окраска (не путать с понятием «защитный цвет») — окраска верхних и боковых поверхностей в один цвет, близкий (по тону, насыщенности и, особенно, по светлоте) к основному фону земли. В зависимости от местности защитная окраска может выполняться не только зеленым или белым (зимой), но и другими цветами.

Что такое защитный цвет? В рассматриваемый период в СССР так называли зеленый цвет с желтоватым или желтовато-коричневым оттенком. Позднее стали применять название «оливковый». Официальное наименование цвета аэролака марки АН 3 было «защитный». Однако часто букву «3» расшифровывали как «зеленый».

Недешифрируемые краски — краски, цвет которых неотличим от земного фона даже с помощью специальных средств (например, фотографирования через светофильтры). Трудность решения этой задачи заключается в том, что окрашенные поверхности, имеющие разные спектрограммы, могут иметь одинаковый цвет, но если изменить условия наблюдения (например, применить светофильтр или изменить освещение), то разница между ними может стать разительной. Это явление называется мета-мерностью цвета.

В идеале, недешифрируемые краски должны иметь спектр отражения, абсолютно идентичный земному фону, поэтому о полной недешиф-рируемости не стоит и мечтать.