03. ОКРАСКА (СЕРЫЙ СТАНДАРТ)


После начала боевых действий в Китае японцы всё-таки стали заботиться о маскировке. Серебристый самолёт был виден издалека, особенно в солнечный день — он давал хорошо заметные блики. Выпущенная штабом флота инструкция 7/148 предписала перекрасить авиационную технику со всех сторон полуматовой светло-серой эмалью. Это, в первую очередь, уменьшало заметность самолётов в воздухе.
При неубирающемся шасси его стойки, подкосы и диски колёс тоже должны были иметь светло-серый цвет. Спи-цованные колёса обычно прикрывали штампованными обтекателями, тоже серыми. С внутренней стороны колеса обязательно закреплялся короткий тросик заземления, который никогда не красили. При убирающемся шасси стойки обычно сохраняли естественный цвет металла. Подкосы были чёрными. Если колесо убиралось полностью, не выступая наружу, то его диск не окрашивался, если убиралось частично — был светлосерым.
Исключением являлись пикирующие бомбардировщики-бипланы В2М2, на которых по какой-то причине стойки и подкосы шасси и кабана верхнего крыла, а также межкрыльные стойки и подкосы стабилизатора красили в чёрный цвет. При этом обтекатели и диски колёс оставались серыми, так же как небольшие участки межкрыльных стоек возле крыльев.
Капоты моторов воздушного охлаждения были чёрными. Последнее, видимо, объяснялось чисто утилитарными соображениями — на них не так заметны масляные брызги и копоть. Подобное решение тогда применяли и в других странах, например, в Германии. При использовании двигателей жидкостного

охлаждения капот мог оставаться серым, но иногда и их красили чёрной эмалью. В частности, это встречалось на палубных бомбардировщиках В2М2.
Требования инструкции 7/148 не сразу были выполнены полностью. Начали с новых самолётов, только выходивших из заводских цехов. Например, палубные бомбардировщики-торпедоносцы B5N с самого начала красились в соответствии с новыми указаниями. А вот истребители А5М сверху остались серебристыми, хотя нижние поверхности, шасси и подвесные баки имели предписанный светло-серый цвет. На этих самолётах, чтобы уберечь глаза пилота от бликов, от капота мотора до козырька кабины шла матовая чёрная полоса. Подобную же полосу наносили и на машинах других типов. На двухмоторных самолётах она начиналась от носа фюзеляжа.
Если капот двигателя имел юбку с открывающимися створками, то створки иногда были чёрными, а иногда — серыми. На некоторых типах машин (D3A1, B5N1, K11W1 и других) чёрный цвет продолжался по фюзеляжу до козырька пилотской кабины. Линия разделения цветов при этом обычно была наклонной (прямой или изогнутой) по отношению к оси самолёта: внизу чёрный цвет занимал меньше места на фюзеляже, чем наверху.
Лопасти и втулки винтов не окрашивались, у кончиков лопастей наносили предупреждающие яркие красные полосы. Коки пропеллеров обычно были белыми, реже красными.
Поплавковые гидросамолёты ещё с 1933 г. окрашивались серой краской двух тонов: светло-серой и синевато-серой. Первой покрывались нижние поверхности (включая верх поплавков, их стойки и подкосы),

второй — верхние и боковые, а также иногда днища поплавков. В плоскости вращения винта на поплавках наносилась предупреждающая красная линия. Ширина её не регламентировалась и на машинах производства разных фирм была неодинакова. Капот двигателя — чёрный, иногда присутствовала также чёрная полоса от капота к козырьку кабины. Балки и ухваты бомбодержателей приобрели тон нижней поверхности крыла.
Поплавковые истребители A6M2-N являлись исключением из этого правила. У них все верхние поверхности покрывались светло-синей эмалью, нижние — светло-серой. Кок винта тоже был светло-синим, а капот мотора оставался традиционно чёрным.
Подобная схема окраски к 1941 г. утвердилась и на летающих лодках, которые ранее оставались серебристыми. Вся машина была голубовато-серой, а верхние части лодки и поплавков покрывались тёмно-серой эмалью. От носа лодки до ветрового козырька пилотской кабины накрашивали широкую матовую чёрную или чёрно-зелёную полосу для защиты от бликов. На летающих лодках Н9А1 чёрным был весь нос фюзеляжа до кабины, за исключением днища. Чёрные капоты моторов встречались в основном на сравнительно небольших одномоторных и двухмоторных машинах; у четырёхмоторных Н6К, а позже и Н8К, их красили в тон крылу.