02. ОКРАСКА (СВЕРКАЯ СЕРЕБРОМ)


До 1937 г. японские морские самолёты, как во многих других странах мира, сверкали серебром. Полотняная обтяжка покрывалась «серебрянкой» — авиационным нитролаком с алюминиевой пудрой, алюминиевый лист капотов и лючков полировали. Иногда межкрыльные стойки и подкосы шасси красили в чёрный цвет, но чаще они отделывались в тон соседствующих поверхностей. Машина выглядела ярко и нарядно, к тому же подобная окраска обеспечивала довольно надёжную защиту от атмосферных воздействий. Со временем блеск немного тускнел, и покрытие приобретало сероватый оттенок.
Для защиты от коррозии листы алюминиевого сплава стали сверху покрывать лаком. Он был прозрачным, но придавал поверхности чуть желтоватый оттенок. Чем больше слоев, тем желтизна была заметней. Она усиливалась и под длительным воздействием солнца и влаги.
Именно этим объясняется то, что японские самолёты иногда описывались как «золотистые».
Внутренние объёмы самолёта обычно не окрашивались. Деревянные детали внутри машины покрывали лаком для защиты от атмосферных воздействий, стальные — масляной краской чёрного цвета поверх грунтовки. Приборная доска была матово-чёрной, циферблаты приборов — чёрными с белыми шкалами. Различные ручки и тумблеры могли иметь рукоятки контрастных цветов.
Двигатели не окрашивались. Выхлопные коллекторы и патрубки имели естественный ржаво-коричневый с копотью цвет обгоревшего металла.
Стрелковое вооружение воронилось и имело матовый чёрный цвет. Магазины
пулемётов были чёрными или оливково-зелёными. Японские бомбы окрашивались в чёрный цвет. Балки и ухваты бомбодержателей сохраняли цвет металла, покрытого защитным прозрачным лаком. Торпеды окрашивались в серый цвет с чёрной головной частью или полностью в чёрный.