09. ОБОЗНАЧЕНИЯ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ


Опознавательным знаком японских военных самолётов являлось «хинома-ру» — стилизованное изображение восходящего солнца (круг ярко-красного цвета), присутствующее и на государственном флаге страны. Впервые в авиации его стали применять в 1916 г., а в 1920 г. он стал официальным опознавательным знаком военных самолётов. До этого на руле направления у машин морской авиации изображали военно-морской флаг, на белом фоне которого находился красный круг, от которого расходились красные же лучи.
«Хиномару» наносили на шести позициях: сверху и снизу на крыльях и на хвостовой части фюзеляжа с обеих сторон. У бипланов круги рисовали на верхнем крыле сверху и нижнем — снизу. На крыле опознавательные знаки располагали как можно ближе к концам (допускалось захождение на элерон), в 1940-х гг. их сдвинули ближе к фюзеляжу. Расстояние от края круга до передней и задней кромок крыла было приблизительно одинаковое.
У одномоторных самолётов «хиномару» наносили на фюзеляже сразу за задней кромкой крыла, у машин побольше он мог находиться практически в любом месте между задней кромкой крыла и передней кромкой горизонтального оперения; старались только, чтобы знак не заходил на окна, блистеры и выступающие элементы конструкции. Положение центра круга приблизительно совпадало со строительной горизонталью фюзеляжа. Исключения встречались при необычной компоновке летательного аппарата. На экспериментальном истребителе компоновки «утка» J7W1 красный круг располагался спереди, под кабиной, а на J8M1,

японской копии немецкого ракетного перехватчика Me 163 — на корневой части киля.
Диаметр круга инструкциями не определялся, его просто делали как можно больше. На крыльях знаки обычно выполняли на треть больше, чем на фюзеляже.
На светлом (серебристом, светлосером или серо-голубом) фоне круг не имел окантовки, на тёмном (зелёном, коричневом или оранжевом) — согласно инструкции Генерального штаба от 3 июля 1943 г. обрамлялся белой, реже жёлтой, линией шириной 75 мм. По внешнему обводу окантовки шла ещё более тонкая чёрная кайма.
Белая окантовка применялась и в 1920-х гг., и самом начале 1930-х, при окраске фюзеляжа в тёмные тона, например, на поплавковом разведчике Аичи тип 2 или летающих лодках Хиро F.5 и Каваниси НЗК1. После стандартизации окраски самолётов от окаймления красных кругов отказались. При камуфляже «китайской схемы» знаки всегда наносились без окантовки.
У машин специальных подразделений красный круг вписывался в белый квадрат. Расстояние от края круга до кромки квадрата должно было быть не менее 100 мм. Две стороны квадрата на фюзеляже шли параллельно оси машины, на крыле — то же самое.
В 1930-х гг. на радиомачте иногда вешали небольшой государственный флаг Японии, и даже летали с ним (скорость позволяла).