ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ БЫСТРОГО РАСПОЗНАВАНИЯ

Используя опыт немцев, осенью 1940 г. итальянские ВВС решили ввести в окраску самолетов яркие цветные элементы, позволяющие издалека отличать своих от чужих. Выбрали белые (Bianco neve) полосы, наносимые вокруг хвостовой части фюзеляжа. Для небольших машин (истребителей, штурмовиков, ближних разведчиков) ширину полосы определили в 500 мм; она должна была располагаться в 1000 мм впереди оперения. Дпя более крупных (в том числе всех двухмоторных и трехмоторных) соответственно 1000 мм и 1500 мм. Но на практике этих установок не очень-то придерживались. И размеры, и местоположение полос сильно варьировались в зависимости от типа самолета. Полосы стали широко применяться с начала 1941 г.

На ночных бомбардировщиках и иногда на торпедоносцах полосы полностью или частично закрашивались серо-голубым, темным оливково-зеленым или черным цветом. В одних случаях на полосу с помощью распылителя наносили пятна, в других — закрашивали ее верхнюю часть.

Белые полосы являлись обязательным элементом окраски учебных самолетов 2-й категории (учебно-боевых). На них имелась полоса на фюзеляже шириной 1000 мм и такие же полосы поперек крыла сверху и снизу.

Самолеты экспедиционного корпуса, посланного в Бельгию для участия в «битве за Англию», получили отличительные знаки в виде таких же полос, но ярко-желтого цвета (giallo cromo).

Между июнем и декабрем 1940 г. у самолетов, действовавших в Африке, набор обозначений дополнили белой окраской концов крыла. У бипланов это коснулось только верхних крыльев.

Кроме того, на бортах иногда рисовали крупный белый квадрат. В 1942 г. на этом же театре военных действий подобным образом решили выделить истребители С.202, которые зенитчики часто путали с машинами противника. Концы крыла у них выкрасили белой эмалью. В Северной Африке пользовались и другим средством обезопасить самолеты от собственной ПВО — рисовали на нижней поверхности крыла черные диагональные кресты (как в Испании). В Восточной Африке на фюзеляже изображали белый квадрат, пересеченный косым черным крестом.

При отправке экспедиционного корпуса на советско-германский фронт инструкцией от 21 июля 1941 г. предписывалось на всех придаваемых ему самолетах нанести немецкие обозначения, принятые для данного театра. Капоты двигателей и концы крыльев снизу окрашивались в ярко-желтый цвет. Желтая полоса рисовалась в хвостовой части фюзеляжа. К тому же, уже чисто по инициативе итальянцев, у передней кромки крыла сверху и снизу примерно посредине размаха, изображались белые треугольники, обращенные вершиной назад.

Иногда капоты двигателей по приказам командиров частей и соединений перекрашивались в отличительные цвета (белый, желтый, красный, черный).