ОСВОЕНИЕ САМОЛЕТА.

ОСВОЕНИЕ САМОЛЕТА.

1 декабря 1973 г. на крымском аэродроме Саки началось формирование 279-го отдельного корабельного штурмового авиаполка (окшап), первой авиационной части, вооруженной Як-ЗбМ. Первым командиром его стал подполковник Ф.Г. Матковский, под руководством которого летчики и инженерно-технический состав полка в 1974 — 1975 гг. начали осваивать новую для них авиационную технику.

В марте 1975 г. на базе НИИ ВВС в Ахтубинске летчики Ф.Г. Матковский, Ю.Н. Козлов и ГЛ. Ковалев приступили к переучиванию на Як-ЗбМ. Их наставниками были испытатели В.П. Хомяков, В.В. Васенков и О.Г. Кононенко. Первый полет по-самолетному выполнил 3 марта 1975 г. полковник Козлов. 19 августа того же года Матковский первым выполнил полет по полному профилю, а 6 апреля 1976 г. он совершил, опять же первым из строевых летчиков, посадку на палубу ТАКР «Киев».

Первая партия из шести серийных машин поступила в Саки в конце 1975 г. Началось освоение новой техники летным и техническим составом. Первые полеты состоялись 16 декабря — летали три машины. С 10 марта 1976 г. приступили к формированию 311-го окшап для Тихоокеанского флота; командиром его стал В.М. Свиточев.

18 — 19 мая того же года в 279-м окшап прошла конференция, на которой подвели первые итоги. Матковский доложил, что с 16 декабря 1975 г. подготовлено к полетам по полному профилю пять летчиков, десять человек находятся на различных этапах освоения машины. Общий налет составил 120 ч. В своем выступлении командующий авиацией ВМФ А.А. Мироненко вновь подтвердил настоятельную необходимость отработки взлета с коротким разбегом.

ОСВОЕНИЕ САМОЛЕТА.

16 июля «Киев» с находящимися на борту пятью Як-ЗбМ, одним Як-ЗбМУ, а также с 40 офицерами 279-го окшап во главе с подполковником В.Н. Ратненко вышел в море и совершил переход через Босфор в Средиземное море. За это время совершили 45 полетов. Крейсер прошел через Гибралтар и повернул на север.

10 августа корабль прибыл в Севе-роморск и 279-й окшап был передан в состав ВВС Северного флота. Начался период нелегкой службы в суровых условиях Заполярья. Под командованием подполковников В.Н. Ратненко, В.И. Ко-зыренкова, Н.И. Едуша, В.И. Теплякова, Н.П. Руденко и И.И. Бохонко летчики полка неоднократно выходили в море на ТАКР «Киев» и «Баку» в Средиземное море и участвовали в различных летно-тактических учениях. Между походами полк базировался на аэродроме Североморск-3.

А в Крыму с 17 сентября началось формирование 299-го исследовательско-инструкторского кшап в составе 33-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации. Его командиром назначили Ф.Г. Матков-ского.