17. ОТМЕТКИ О ВОЗДУШНЫХ ПОБЕДАХ

Отметки о воздушных победах в Японии не считались обязательными. Чаще всего они имели вид стилизованного цветка сакуры, напоминающего пятиконечную звёздочку с выпуклыми лучами. Встречались и изображения хризантемы. «Цветки» могли быть красными, синими, белыми или жёлтыми. В 1940 г. некоторые части, воевавшие в Китае, использовали изображение красной ласточки в красном же кольце.
Знаки побед наносили не на борт у пилотской кабины, как в других странах, а на хвостовую часть фюзеляжа за «хиномару», обычно с левой стороны, или на вертикальное оперение. В 3-й и 12-й дивизиях знаки побед на истребителях А6М2 располагали на киле под полосой или между полосами, то есть примерно на середине высоты оперения. В 802-й дивизии — над кодом, примерно на уровне двух третей высоты киля. В 302-й дивизии эмблемы рисовали на верхушке киля с обеих сторон. На одной машине бывали изображения разных цветков, показывающие победы на разных театрах военных действий или одержанные разными лётчиками или экипажами. Другой вариант толкования этого явления — деление на уничтоженные или повреждённые самолёты противника или на подтверждённые или неподтверждённые победы. Эмблемы могли наноситься рядами (каждый ряд — с эмблемами своего вида) или длинной цепочкой от «хиномару» к хвосту самолёта по оси фюзеляжа. Иногда значки подтверждённых побед закрашивали, а неподтверждённых — рисовали одним контуром.
С 1944 г. встречались силуэты самолётов, перечеркнутые крест-накрест (сбит) или одной линией наискосок из левого
нижнего угла (повреждён). Линию иногда заменяла стрела остриём вверх. Рисовали их чёрной или белой краской, в зависимости от фона. Рисунок показывал, какой самолёт сбит: одномоторный, двухмоторный или четырёхмоторный.
Иногда эмблемы побед имели вид американских опознавательных знаков, пронзённых стрелой. При этом некоторые из знаков имели красную середину, отменённую в США в начале 1942 г. Видимо, таким образом опять показывали подтверждённые и неподтверждённые победы или сбитые и повреждённые машины.
Первоначально эмблемы чаще рисовали на киле, позже стали наносить на хвостовую часть фюзеляжа. Встречались машины, на которых эти обозначения дублировались.