ОТРАБОТКА НА СТЕНДАХ.

ОТРАБОТКА НА СТЕНДАХ.

В процессе создания Як-ЗбМ многие проблемы пришлось решать экспериментально, на стендах для отработки систем. Исследования, проведенные на самолете, подвешенном на кабель-кране, позволили выявить распределение реактивных струй и создать отклоняющие устройства (щитки и гребни), эффективно защищающие двигатели от попадания выхлопных и пороховых газов.

Стенд силовой установки представлял собой фюзеляж штурмовика с силовой установкой. Первые испытания его проводились в аэродинамической трубе Т-102 в филиале ЦИАМ в Турае-во. Там опробовали совместную работу всех трех двигателей, производили запуски до скоростей воздушного потока порядка 300 км/ч. Затем стенд подвесили под летающую лабораторию — самолет Ту-16 — для проверки работоспособности силовой установки на скоростях более 300 км/ч. Эти испытания проходили в ЛИИ.

На стенде реактивного управления отрабатывалась конструкция струйных рулей, определялись оптимальное их расположение и потребный расход воздуха. Несколько позже построили стенд, предназначавшийся для определения сил и моментов, действующих на самолет при вертикальном взлете и посадке, а также для оценки эффективности струйного управления. На нем исследовалось и влияние близости земли на работу двигателей и управление самолетом. Этот стенд спроектировали и построили в ОКБ под руководством заместителя главного конструктора В.К. Светозарского. Первый экземпляр был сделан еще для Як-36 в 1964 г., второй — для Як-ЗбМ в 1969 г. Стенды сил и моментов сначала построили в Жуковском, а несколько позже — на серийном заводе в Саратове и в НИИ ВВС в Ахтубинске.