ПАССАЖИРСКИЕ ПРАРОДИТЕЛИ

В августе 1932 г. авиакомпания TWA предложила американским самолетостроителям построить для нее новый лайнер. По всем параметрам он должен был превзойти Боинг 247, который заказали конкуренты — компания «Юнайтед эйрлайнз». Заданием предусматривался цельнометаллический моноплан с тремя моторами мощностью не менее 500 л.с, экипажем из двух человек, количеством мест не менее чем на 12 пассажиров, максимальной скоростью вы не 300 км/ч и дальностью полета в 1740 км.

В ответ на это задание конструкторы фирмы «Дуглас» спроектировали самолет DC-1, отдав дань всем новинкам мирового самолетостроения. Машина представляла собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла и убирающимся шасси. Повсеместно использовалась гладкая несущая обшивка. DC-1 превосходил по размерам Боинг 247. Фюзеляж был настолько высок, что пассажир мог проходить по салону не сгибаясь. Вдоль бортов стояло по шесть кресел. Имелись звуко- и теплоизоляция, буфет и туалет. Вопреки заданию, предпочли использовать не три, а два мотора, правда, по 690 л.с. Из проектов, представленных пятью фирмами, DC-1 выглядел самым перспективным. Однако имелось одно «но»: по заданию требовалось, чтобы самолет мог взлететь с полной нагрузкой при одном неработающем моторе. При трех двигателях сделать это было возможно, при двух — сомнительно, хотя инженеры «Дуглас» придерживались другого мнения. Поэтому TWA на пробу заказала один образец DC-1.

23 июня 1933 г. его выкатили из сборочного цеха завода в Санта-Монике.

Первый полет состоялся 1 июля. На испытаниях машина показала скорость 338 км/ч. Дальность тоже оказалась в норме, а потолок превысили более чем вдвое против задания. Для демонстрации возможностей лайнера испытатели прошли по маршруту Альбукерке — Уинслоу, так и не включив второй мотор от взлета до посадки.

TWA купила самолет и заказала еще десять, а позже — двадцать, потребовав довести пассажировместимость до 14 мест. Конструкторы врезали в хвостовую часть фюзеляжа полуметровую секцию и добавили еще два кресла. Двигатели заменили на более мощные — по 875 л.с. Так появились DC-2. Их строили с мая 1934 г. для разных авиакомпаний, а также для армии и флота США. Для военных создавались и специальные грузовые варианты (С-33 и С-39) с усиленным полом салона и широкой дверью на левом борту.

В развитие удачной концепции фирма «Дуглас» по заказу компании «Америкэн эйрлайнз» в 1934 г. начала проектировать самолет DST, предназначенный для рейсов через всю территорию США — от океана до океана. В полете пассажиры в нем могли спать, поэтому салон легкими перегородками разбивался на секции с лежанками в два яруса, закрываемыми от прохода шторами. Теперь для тех же 14 (позднее — 16) пассажиров требовалось гораздо больше места. Фюзеляж немного удлинили и значительно расширили, увеличили размах крыла и размеры оперения, ввели небольшой форкиль, установили моторы по 1000 л.с.

DST поднялся в воздух 17 декабря 1935 г. Чуть позже на базе этой машины сделали вариант с 28 креслами традиционного типа, названный DC-3.

Он стал чрезвычайно популярен и строился в больших количествах. Каждая покупавшая их авиакомпания выдвигала свои требования по компоновке салона, количеству и конструкции кресел. Одни хотели иметь дверь слева, другие — справа. Поэтому создавалось много модификаций, отличавшихся внутренним оборудованием и типом двигателей. На DC-3 ставили моторы Райт R-1820 «Циклон», на DC-3A — немного более мощные Пратт-Уитни R-1830 «Твин Уосп». По лицензии DC-3 выпускали в Нидерландах, Советском Союзе и Японии.