ПЕРВАЯ ВОЙНА В ПЕРСИАСКОМ ЗАЛИВЕ

2 августа 1990 г. авторитарный лидер Ирака Сарам Хусейн отдал приказ своим войскам захватить маленькую арабскую страну под названием Кувейт. И ведь захватили! В ответ США объявили о начале проведения операции «Буря в пустыне», призвав под знамена коалиции войска всех передовых демократических стран, таких, к примеру, как Саудовская Аравия. К концу сентября в Саудовской Аравии было сосредоточено помимо других самолетов 144 штурмовика «Тандерболт» 11. Туда направили самолеты и личный состав 23-го и 354-го тактических крыльев. Базировались «хоги» в аэропорту имени короля Фахда недалеко от Дамана, что на северо-востоке Саудовской Аравии.

С одной стороны, условия для работы штурмовиков представлялись идеальными: равнинная местность, преобладающая ясная погода. С другой — тактика отрабатывалась в условиях Европы. Она строилась на использовании складок местности при маловысотном полете, в пустыне же требовалось применять противозенитные маневры. Естественных укрытий для летящих на малых высотах самолетов не имелось. Выход нашли в нанесении ударов со значительных дистанций и средних высот ракетами «Мэйверию>, в то время как в Европе основным оружием штурмовика считалась 30-мм пушка.

Существовала угроза со стороны истребителей ВВС Ирака, поэтому в боевую нагрузку штурмовиков обязательно включались ракеты «СаЙдуиндер». Также абсолютно необходимыми считались контейнеры с аппаратурой РЭБ и тепловыми ловушками. Пилоты отрабатывали боевое маневрирование с отстрелом ловушек при выходе из атаки.

Операция «Буря в пустыне» началась 16 января 1991 г.

Ее сухопутной фазе предшествовали многодневные удары авиации. ВВС Ирака реального сопротивления оказать не смогли или не захотели. Лишь отдельные иракские истребители рисковали подниматься в воздух на перехват самолетов противника.

В ходе операции «Буря в пустыне» боеготовность штурмовиков составила 95,7% — самый высокий уровень среди всех типов летательных аппаратов многонациональных сил. Ни один другой самолет не смог действовать с передовых, наспех оборудованных, пустынных аэродромов, и ни один другой не нес столько боевой нагрузки..

14 февраля в одном боевом вылете были сбиты сразу два штурмовика из 353-й эскадрильи.

Наземная фаза операции началась 24 февраля. Штурмовики выполнили большую часть дневных вылетов для непосредственной поддержки сухопутных войск. Пленные иракские солдаты говорили, что А-10А стал самым узнаваемым самолетом, а удары штурмовиков отличались исключительно высокой точностью. Зачастую иракская пехота покидала позиции, едва завидев эти машины в воздухе.

«Буря в пустыне» была успешно завершена 28 февраля. К этой дате штурмовики выполнили порядка 8700 боевых вылетов (16,5 % от общего количества боевых вылетов всей авиации многонациональных сил) с общим налетом 19 545 ч. Штурмовиками было выпущено 90 % всех УР «Мэйверию>, израсходованных самолетами и вертолетами коалиционных сил. По якобы достоверным данным, летчики штурмовиков уничтожили 987 иракских танков, 507 единиц другой бронетехники, 926 артиллерийских систем, более 1100 автомобилей, 51 мобильную пусковую установку ракет «Скад», 28 командных пунктов, 96 РЛС, 50 зенитных артиллерийских установок.

Кроме того, штурмовики сбили два иракских вертолета и еще десять уничтожили на земле; количество убитых и раненых огнем штурмовиков иракских солдат учету не поддается.

От огня противника было потеряно пять А-10А, многие самолеты получили боевые повреждения. В большинстве случаев они исправлялись в полевых условиях. Но часть машин из-за повреждений пришлось списать. Так, 23-е крыло в общей сложности лишилось четырех А-10А. Из-за плохой координации с союзниками ракетой «Мэйверик», выпущенной со штурмовика, была уничтожена британская БМП «Уорриер» с экипажем.

В ходе операции А-10А с большим успехом использовались для обеспечения поисково-спасательных операций, выполняя те же функции, что и самолеты А-1 в годы войны во Вьетнаме — сопровождали поисково-спасательные вертолеты и подавляли сопротивление противника в районе их посадки.