ПЕРВЫЙ ЯК-36М.

ПЕРВЫЙ ЯК-36М.

23 января 1969 г. одновременно приступили к изготовлению макета самолета и его первого опытного экземпляра.

В марте 1970 г. состоялась макетная комиссия МАП, в работе которой участвовали специалисты различных институтов и смежных предприятий. Они рассматривали материалы эскизно-технического проекта и макет самолета.

К 15 апреля 1970 г. был построен Як-ЗбМ №01 (он же ВМ-1). В том же месяце ОКБ посетили главком ВВС П.С. Кутахов и заместитель начальника вооружения ВВС А.Н. Белюнов. Знакомил их с новой машиной сам генеральный конструктор, а докладывали шеф-пилот В.Г. Мухин и представитель заказчика в ОКБ Ю.А. Лунев.

В апреле также состоялась макетная комиссия ВВС и ВМФ, которую возглавлял заместитель командующего авиацией ВМФ Н.А. Наумов. Ей тоже представили одновременно и макет, и первый опытный образец самолета. В результате появился протокол замечаний. Наиболее существенным из них стало требование заменить катапультное кресло КЯ-1М на унифицированное кресло К-36. В итоге на первых десяти машинах решили оставить более легкое кресло КЯ-1М, а начиная с одиннадцатой — перейти на К-36.

15 апреля 1970 г. темно-синий ВМ-1 доставили на аэродром в Жуковском. Ведущим инженером был В.Н. Павлов. Испытания начали на кабель-кране, подвешивая машину на высоте до 5 м от поверхности площадки. Проверяли температурные поля при работающей силовой установке, регулировали работу двигателей, отрабатывали струйное управление.

ПЕРВЫЙ ЯК-36М.

Наконец, 22 сентября 1970 г. В.Г. Мухин выполнил первое свободное висение в полуметре от земли. После анализа результатов увеличили отбор воздуха от двигателя и изменили конструкцию струйных рулей на концах крыла. Их сопла направили и вниз, и вверх, что при том же расходе воздуха удваивало эффективность управления по крену.

Особенности СВВП потребовали создания специальной методики летных испытаний, разработки иных, чем для обычных самолетов, критериев оценки устойчивости и управляемости. Большая заслуга в их разработке принадлежит С.Г. Мордовину, К.Б. Бекирбаеву, В.Н. Павлову, И.В. Криволуцкому и специалистам ЛИИ А.И. Квашнину и Ю.Н. Снешко.

До 2 декабря Мухин совершил 20 полетов, еще 18 — до завершения заводских испытаний 13 июля 1971 г. Позже первый опытный экземпляр принимал участие в госиспытаниях, на нем оценивали работу отдельных систем, оборудования и вооружения. Вероятно, последними для Як-ЗбМ №01 стали испытания по оценке электромагнитной совместимости оборудования корабля и самолета. Их проводили в 1976 г. на полигоне Багерово (Крым) и на ТАКР «Киев».