ПРОИЗВОДСТВО В КАНАДЕ

В начале Второй мировой войны в Великобритании была разработана программа развития производства вооружения и боевой техники за пределами метрополии.

Основной упор делался на промыш-ленно развитые доминионы — Австралию и Канаду. Там размещались заказы и на самолеты. В Канаде был сформирован консорциум «Кэнедиан ассошиэй-тед эйркрафт лимитед», объединивший семь компаний.

В 1938 г. он получил контракт на 80 «хэмпденов», а затем второй — еще на такое же количество. Сборочные заводы находились в Мальтоне и Сен-Юбере. На каждый из них три субподрядчика поставляли крупные узлы — крылья, фюзеляжи, оперение.

Канадские машины должны были быть точно такими же, как английские. Двигатели «Пегасус» для них импортировали из-за океана. «Хэндли-Пейдж» в июне 1939 г. передала канадцам комплект документации и пять (по другим данным — четыре) готовых бомбардировщиков в качестве образцов.

Первый самолет поднял в воздух в Сен-Юбере 8 августа 1940 г. летчик Дж. Лимбарнер, однако производство разворачивалось медленно, до конца года собрали всего девять машин. Массовые поставки начались только в 1941 г., когда достигли темпа выпуска 15 самолетов в месяц.

Опасения, что действия немецких подводных лодок или бомбежки завода-изготовителя нарушат поставку в Канаду английских моторов, привели к созданию модификации «Хэмпден» В.II с американскими моторами Райт GR-1820-G102А «Циклон» (1100 л.с). Это тоже был 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения примерно с теми же, что у «Пега-суса», габаритами и весом.

В качестве его опытного образца в Англии в октябре 1939 г. переоборудовали первый серийный бомбардировщик. Поскольку «Циклон» был немного легче «Пегасуса», то для сохранения центровки двигатели немного выдвинули вперед, удлинив их рамы. Капот же сделали короче, и выхлопной коллектор находился не перед мотором, а сзади. Самолет испытывался в RAE и ААЕЕ.

Во второй половине 1940 г. подобной переделке подвергся один из «хэмпде-нов», изготовленных в Прествике. Он также проходил испытания в ААЕЕ. Замена двигателей была признана рациональной. Летные данные самолета практически не изменились. Возникло предложение собрать с «циклонами» всю вторую партию бомбардировщиков, заказанных в Канаде. Но поставки «пегасу-сов» через Атлантику продолжались без особых задержек. Поэтому выпуск модификации «Хэмпден» II отложили, а затем и вообще отказались от этой идеи. Второй самолет с «циклонами» снова переделали в стандартный вариант и передали в строевую часть для боевого использования. В июне 1943 г. он пострадал при взрыве бомбы на своем аэродроме и был списан.

«Хэмпдены» канадского производства сначала доставлялись в Англию в полуразобранном виде на судах в составе конвоев. При этом моторы иногда снимали и монтировали на следующем самолете. Машины выгружали в Биркехэде и перевозили на автоприцепах в Хутон-Парк под Ливерпуль, где заново собирали, регулировали и облетывали. Двигатели поступали с завода фирмы «Бристоль». Всего через Хутон-Парк прошли 85 бомбардировщиков.

Выпуск «хэмпденов» в Канаде завершили к лету 1942 г. Всего было построено, как и намечалось, 160 самолетов.