ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ

«Полуторастоечные» строили и в России, но масштабы производства здесь были несравнимы с выпуском на Западе. В 1917 г. московский авиазавод «Дукс» приступил к самостоятельной постройке «сопвичей» по чертежам, полученным из Англии. Всего, по данным В.Б. Шаврова, было собрано порядка одной сотни машин, правда, часть из них — уже после Октябрьской революции. На «Дуксе» выпускали только двухместные аэропланы.

Поскольку профилированная стальная лента в России не изготовлялась, расчалки на дуксовских «сопвичах» делали из тросов, но не сдвоенных, как у французов, а одинарных и более толстых. Двигатели ставили те, что имелись в наличии, в основном «гномы» и «роны» мощностью от 100 до 120 л.с.

Помимо «Дукса», к выпуску «полуторастоечных» приступил авиазавод В.А. Лебедева в Петрограде. В качестве образца он получил один из аэропланов, прибывших ранее из Англии. Его разобрали и обмерили. К концу 1917 г. завод должен был сдать военной приемке 140 самолетов. Но из-за забастовок и перебоев в поставках сырья и комплектующих до революции успели частично собрать только пять машин, после чего предприятие приостановило свою деятельность. Планировалось также развернуть производство «сопвичей» на филиале завода Лебедева в Таганроге, но там к этой работе даже не приступили.

Лишь единичные экземпляры «полуторастоечных» русской сборки успели попасть на фронт до того, как в ноябре пришедшие к власти большевики объявили о выходе России из войны и издали приказ о прекращении всей боевой деятельности авиации.

После начала Гражданской войны крайняя нужда в боевых самолетах привела к решению возобновить производство «сопвичей» как в Петрограде, так и в Москве.

Но нехватка сырья, полуфабрикатов и топлива помешали выполнению новых заказов. По данным Управления ВВФ, к февралю 1921 г. петроградский завод Лебедева, переименованный в «Красный летчик», изготовил всего 13 экземпляров. Петроградские машины отличались большим весом и низким качеством (использовалась непросушенная рыхлая древесина, отслаивалась обшивка). Общее количество выпущенных «Красным летчиком» «полуторастоечных» неизвестно. В Москве после революции «полуто-растоечные» строил завод ГАЗ № 1 (бывший «Дукс»). В апреле 1919 г. инженеры Н.Н. Поликарпов и В.В. Бартошевич запросили из Московского парка-склада «Сопвич» «для съемки и проверки чертежей». Летом того же года завод выпустил первый послереволюционный «Полутора стоечный». 20 декабря предприятие получило первый заказ на 25 самолетов, затем еще. Ставилась задача изготовить к 1 мая 1920 г. 60 «сопвичей». Реально же собрали всего несколько машин, после чего завод начал осваивать производство более современного разведчика фирмы «Де Хевилленд», названного у нас Р-1.