ПРОТИВОТАНКОВЫЙ JU 88P

После первого зимнего наступления советских войск под Москвой командование вермахта заинтересовалось созданием противотанкового самолёта, способного поражать броню танков КВ-1 и Т-34. В качестве противотанкового оружия намечалось использование армейских реактивных снарядов «небельвер-фер» — WfrGr 21 или WfrGr 28, которые располагались во вращающемся блоке-барабане с шестью ячейками. Опытный самолёт Ju 88V57/2 в ходе экспериментов именовали Ju 88N или Ju 88nbwf, но официального обозначения он так и не получил. Из-за слишком большого рассеяния и малой вероятности попадания снаряда в танк это оружие отвергли.

Затем предпочтение отдали 75-мм пушке ВК 7,5. Первый опытный образец самолёта с ней, Ju 88V52, использовался для наземной отработки установки (30 выстрелов, после чего потребовалось усиление конструкции), а второй — Ju 88V54 — для проведения лётных экспериментов. Пушка с ручным заряжанием располагалась в большой подфю-зеляжной гондоле. После 250 выстрелов выяснилось, что носовое остекление не выдерживает действия газов, вырывающихся из дульного тормоза. Пришлось установить непрозрачный носовой кок от истребителя Ju 88C и усовершенствовать дульный тормоз (в нём просверлили многочисленные отверстия небольшого диаметра вместо десяти более крупных).

В конце лета 1942 г. было принято решение о целесообразности переделки небольшой партии бомбардировщиков Ju 88A-4 в противотанковые Ju 88P-1. В марте 1943 г. заказ уточнили — 13 машин. Спустя месяц количество заказанных Р-1 увеличили до 30 единиц, но к началу июня выпустили только шесть машин.

Официально причиной столь низкого темпа переоборудования считается нехватка дефицитных 75-мм противотанковых орудий, с которыми «жадный вермахт» никак не хотел расстаться (не верится в то, что 30 орудий для немцев представляли такую уж ценность). Вероятно, к тому моменту, проанализировав результаты испытаний, в Техническом управлении Люфтваффе сообразили, что для пробивания относительно тонкой верхней брони танка достаточно орудия меньшего калибра. И «жадный вермахт» тут же передал в распоряжение Люфтваффе 300 противотанковых пушек ВК 5 (KWK 39) калибра 50 мм. Из запланированной серии Ju 88P-1 с 75-миллиметровками к сентябрю 1943 г. было изготовлено всего 18 машин.

Пушка и крупногабаритный обтекатель сделали Ju 88P-1 очень сложным в управлении и уязвимым для истребителей, хотя гондола с орудием в экстремальной ситуации, например, при выходе из строя одного из двигателей, могла сбрасываться с помощью пиротехнических устройств. Экипаж машины состоял из трёх человек. Стрелковое вооружение включало курсовой пулемёт MG 81 и два MG 81Z в нижней и верхней задних оборонительных установках. Двигатели Jumo 211J-2 защищались бронёй, а консольные баки снимались. С нормальной взлётной массой 11 000 кг максимальная скорость Ju 88P-1 не превышала 390 км/ч.

По результатам боевого применения Ju 88P-1 в составе «эйнзацкоммандо Ju 88(PzJ)» в августе 1943 г. на советско-германском фронте было сочтено, что более удачными противотанковыми самолётами являются Ju 87G и Hs 129B. Уцелевшие машины после этого ещё раз переоборудовали — в обычные бомбардировщики.

Опытный образец Ju 88P-2, самолёт Ju 88V57/1, совершил первый полёт 18 июня 1943 г.

В отличие от первого варианта противотанкового «восемьдесят восьмого» эта машина, подобно Ju 87G, была вооружена двумя пушками ВК 3,7 (Flak 38) калибра 37 мм. После нескольких полётов в середине июля решили ещё раз переоборудовать самолёт, на этот раз в вариант Р-4. Находившийся между ними вариант Ju 88P-3 отличался от Ju 88P-2 главным образом усиленной бронезащитой. Построили один опытный образец, но о серийном производстве вопрос даже не вставал.

Последней модификацией противотанкового «восемьдесят восьмого» стал Ju 88P-4, всё тот же Ju 88V57/1, но с одной 50-мм пушкой ВК 5. После выполнения 159 выстрелов на земле и в воздухе для отладки полуавтомата заряжания к октябрю 1943 г. самолёт был готов к проведению испытаний. Ему не повезло — при одной из посадок сложилась правая стойка шасси. Машина получила повреждения, но к концу месяца была отремонтирована. В ходе стрельб по трофейным танкам Т-34 скорость Ju 88Р-4 доводилась до 390 км/ч, а угол планирования до 20°.

Считается, что серия Ju 88P-4, выпущенная в начале 1944 г., насчитывала 32 экземпляра. На аэродроме Орша в феврале 1944 г. на базе отряда 9/KG 1 и нескольких экипажей из 6/KG 3 был сформирован отряд 14(Eis)/KG 3, в следующем месяце получивший на вооружение семь Ju 88P-4, а в апреле — мае — ещё шесть таких самолётов. Вопреки предположениям о высокой уязвимости за четыре месяца отряд потерял в боях всего один штурмовик, однако в апреле семь Ju 88P-4 уже нуждались в ремонте. Еще через два месяца оставшиеся пять машин передали в другую часть, а отряд получил обычные бомбардировщики Ju 88A-4.