РАЗВЕДЧИКИ

Как и в случае с дозвуковым истребителем J29, параллельно с развитием истребительных модификаций «Дракена» активно велись работы над его фоторазведывательным вариантом, проектирование которого шло с весны 1960 г. За основу был взят истребитель J35D, для него разработали новую носовую часть фюзеляжа, где разместили комплект фотооборудования различного назначения. Пушечное вооружение демонтировали. Новый вариант «Дракена» получил обозначение S35E или J35E.

Фотооборудование для разведчика разрабатывала французская фирма «OMERA-Сегид». Новая носовая часть фюзеляжа представляла собой платформу, на которой размещался комплект фотоаппаратов, закрытую обтекателем с системой люков. Французам из-за малых объемов носового отсека пришлось значительно уменьшить габариты своих фотоаппаратов. В результате в носу самолета разместили пять камер: две — для плановой съемки и три — для перспективной (одна — для съемки вперед по курсу и две, нацеленные вбок). Две плановые фотокамеры смонтировали в освободившихся после снятия пушек отсеках в крыле. Наведение камер на цели осуществлял пилот с помощью специального перископического прицела и системы дистанционных приводов. Кроме того, летчик мог записывать свои комментарии по ходу разведывательного полета на бортовой магнитофон.

Первый фоторазведчик, переделанный из истребителя модификации D, взлетел 27 июня 1963 г., первая же заново изготовленная машина поднялась в небо 13 мая 1965 г. Всего до 1968 г. выпустили 60 фоторазведчиков, 28 из которых переделали из истребителей J35D.

В ходе эксплуатации разведчики неоднократно дорабатывались: на них установили катапультные кресла класса «0-0», выпуклые фонари кабин, новые навигационные системы, системы оповещения об облучении РЛС и создания активных помех. В районе воздухозаборников охлаждения форсажной камеры разместили кассеты для выброса тепловых ловушек. На внешних узлах подвески разведчик мог нести четыре топливных бака. Свои разведывательные миссии S35E способен был выполнять на малых высотах и трансзвуковых скоростях. Подобный режим полета является крайне тяжелым для авиационной техники и приводит к преждевременному ее износу и резкому сокращению ресурса как планера самолета, так и его оборудования, а особенно двигателя. Подтверждением этого служит потеря 18 фоторазведчиков в различных летных происшествиях за время эксплуатации в ВВС Швеции.