С МОТОРАМИ «ДЭГГЕР»

Когда серийное производство «Хэмп-дена» еще только планировалось, в министерстве авиации пришли к выводу, что фирма «Бристоль» не сможет удовлетворить в срок все потребности в моторах «Пегасус» XVIII. Поэтому решили, что бомбардировщики, строящиеся на заводе «Шорт энд Гарланд» в Белфасте, будут иметь другие двигатели. В начале 1937 г. выбор остановили на 24-цилиндровых Н-образных моторах Нэпир «Дэггер» VIII (1000 л.с).

Эту модификацию сначала назвали «Дэггер-Хэмпден». В качестве ее опытного образца 28 мая 1937 г. решили использовать тогда еще недостроенный НР.53, от которого отказались шведы. Машину все-таки закончили с моторами «Пегасус» XX. 1 июля в Рэдлетте состоялся ее первый полет. После кратких испытаний на управляемость и замера данных в RAE в Фарнборо самолет 16 июля перегнали в Белфаст, где «Шорт энд Гарланд» начала его переделку. «Пегасу-сы» сняли и заменили «дэггерами». При этом пришлось решить довольно сложную задачу сопряжения круглой задней части мотогондолы с прямоугольной, вытянутой вверх, передней.

Работы завершили в начале октября. В новом облике НР.53 (он сохранил это обозначение) совершил первый полет 6 октября 1938 г. Его взлетный вес был 7258 кг — такой же, как у опытного образца «Хэмпдена». К этому времени машина уже именовалась не «Дэггер-Хэмпден», поскольку еще в феврале получила собственное имя — «Хирфорд» (Hereford). Это несколько удивительно, поскольку замена моторов на других типах самолетов редко вела к смене названия.

После кратких заводских испытаний НР.53 отправили в ААЕЕ для официального снятия характеристик.

Летные данные оказались примерно теми же, что у серийного «Хэмпдена». Но моторы «Дэг-гер», работавшие на очень высоких по тому времени оборотах, страшно ревели и были склонны к перегреву головок цилиндров. 11 декабря 1938 г. из ААЕЕ в министерство авиации поступил рапорт, что за три месяца испытаний самолет был годен для полетов всего восемь дней, а все остальное время ушло на устранение неполадок в двигателях. Кончилось тем, что к моменту начала серийного производства «хирфордов» испытания так и не были закончены.

Тем не менее еще до того, как в Белфасте собрали хотя бы один бомбардировщик, «Шорт энд Гарланд» получила дополнительный заказ на 50 машин. Первый же «Хирфорд» поднялся в воздух 17 мая 1939 г. Кроме измененных мотогондол, он внешне отличался большими по размерам и более остроконечными коками винтов. Первый и второй серийные экземпляры в августе того же года отправили в ААЕЕ. 6 июня 1940 г. завод выпустил 100-ю машину. Оба заказа выполнили к сентябрю. До самого снятия машины с производства дефекты «Дэггера» устранить не удалось. Поэтому большую часть выпущенных бомбардировщиков использовали для учебных целей, а 20 (по другим данным — 23) самолетов превратили в «хэмпдены» путем замены двигателей. 97 «хирфордов», постояв без дела, пошли в ход в качестве комплектов запасных частей для «хэмпденов». С них брали то крыло, то оперение, то стойку шасси. Например, один такой «гибрид» летал в 455-й эскадрилье: у него от «Хирфорда» взяли хвостовую балку и оперение.

После завершения выпуска «хирфордов» фирма «Шорт энд Гарланд» перешла на выпуск запасных частей к «хэмп-денам».