С НОВЫМИ РАКЕТАМИ

Дальнейшим развитием J35D стал истребитель J35F. С появлением этой модификации «Дракена» шведские ВВС наконец-то получили эффективную всера-курсную систему перехвата воздушных целей. Этому способствовало заключение шведами лицензионного договора с американской компанией «Хьюз эйр-крафт» на производство ракеты класса «воздух — воздух» «Фалкон» в двух вариантах: с активной тепловой головкой самонаведения НМ 58 (шведское обозначение — Rb 28), предназначенной для уничтожения целей из задней полусферы на средних и малых высотах, и с активной радиолокационной головкой самонаведения НМ 55 (шведское обозначение — Rb 27) — для поражения целей на пересекающихся курсах на средних и больших высотах. В арсенале J35F остались также ракеты Rb 24 и одна пушка. Новые американские ракеты потребовали значительного усовершенствования бортового оборудования. Пришлось доработать РЛС PS-01/A, объединенную с блоком наведения с земли S7B. На борту самолета теперь стояли также навигационная РЛС типа PN-594/A и система опознавания «свой — чужой» PN-793/A.

J35F стал первым шведским истребителем, снабженным новой аппаратурой, позволявшей осуществлять наведение на цель с помощью наземных РЛС системы ПВО. Учитывая возможность поставок за границу, ее выполняли по стандартам НАТО. По специальному радиоканалу с наземного пункта наведения на борт передавались команды наведения. По условиям помехозащищенности командный луч, излучаемый наземной РЛС, был узконаправленным. Бортовая аппаратура самолета дешифровала командную информацию, и перед пилотом появлялись данные о направлении на цель и удаленности от нее.

Истребитель осуществлял сближение до тех пор, пока цель не обнаруживалась его РЛС. После этого производился захват цели и выбор вида оружия, наиболее подходящего к ситуации и характеристикам объекта. При выходе в зону применения производился пуск ракет того или иного типа.

Установка большого количества нового оборудования привела к значительному увеличению массы самолета, поэтому для сохранения требуемых летных характеристик решено было снять пушку с левой плоскости. Оставшуюся правую пушку сопрягли с новым прицелом, снабженным электронным баллистическим вычислителем; в результате эффективность огня не снизилась, несмотря на уменьшение массы секундного залпа.

Первые два J35F переделали из серийных истребителей J35D. Они начали летать в 1961 г. Испытания самолета и системы перехвата в целом проводились достаточно долго и завершились только в начале 1965 г. В рамках программы выполнили 80 пусков ракет Rb 27 и Rb 28. В том же году развернулось полномасштабное серийное производство новой модификации «Дракена». Самолет строился двумя крупными сериями: первая (100 машин) выпускалась с 1965 по 1967 г. и имела обозначение J35F-1, вторая (130 машин) с обозначением J35F-2 строилась в 1967 — 1972 гг. Истребители второй серии получили новые катапультные кресла класса «0-0» и, соответственно, новые выпуклые фонари кабин и модернизированное БРЭО. На эти самолеты ставили лицензионную инфракрасную станцию обнаружения целей типа S71N, которую разместили под носовой частью фюзеляжа за обтекателем БРЛС.

В дальнейшем под стандарт модификации F-2 дорабатывали и ранее построенные истребители.

Модернизация существенно расширила тактические возможности «Драке-на». Теперь в нормальных метеоусловиях как в дневное, так и в ночное время пилот мог не включать РЛС на излучение и тем самым демаскировать свой истребитель на средствах индикации систем РЭП перехватываемых воздушных целей. Инфракрасная станция обнаруживала летательные аппараты по их тепловому фону в пассивном режиме, что позволяло летчику с большей степенью вероятности незаметно войти в зону атаки. После этого он мог включить РЛС на излучение и с минимальными потерями времени осуществить пуск ракет Rb 27, или, не включая РЛС, выпустить ракеты Rb 28 или Rb 24 с тепловыми головками самонаведения. Прицельное оборудование J35F оптимизировалось для борьбы с воздушными целями, его возможности при атаке объектов на земле были весьма ограничены, что снижало ценность машины как истребителя-бомбардировщика и штурмовика. Однако в арсенал вооружения J35F входили бомбы и НАР различных типов, а сам самолет рекламировался фирмой в определенной степени как многоцелевой.

Во второй половине 1980-х гг. приняли решение модернизировать вооружение и оборудование части самолетов J35F, имевших наибольший остаточный ресурс, с таким расчетом, чтобы они могли поддерживать на надлежащем уровне возможности ПВО страны до поступления на вооружение ВВС новейших истребителей «Грипен». При этом ожидалась ощутимая экономия бюджетных средств за счет продления ресурса планера, значительного количества систем и большей части оборудования достаточно прочного и добротно скроенного самолета.

На машине, обозначенной J35J, планировали установить новую РЛС типа FCS с усовершенствованной системой опознавания, систему управления огнем LDS и доработанную инфракрасную станцию с термоэлектрическим охлаждением. Последнее позволяло увеличить ее чувствительность и, соответственно, дальность обнаружения целей. Одновременно обновлялось пи-лотажно-навигационное оборудование.

После проведения оценки состояния всего парка J35F под стандарт J35J решено было модернизировать 66 машин типа J35F-2. В 1987 г. первый такой истребитель приступил к испытаниям, которые признали успешными. В том же году развернули серийную доработку самолетов. Программу модернизации «дра-кенов» завершили в 1991 г. Как и планировалось, ее результатом стали 66 перехватчиков J35J.