САМОЛЁТЫ-СНАРЯДЫ.

САМОЛЁТЫ-СНАРЯДЫ.

Первые образцы термоядерного оружия имели огромные габариты. В связи с этим возникла идея превратить В-47 в самолёт-снаряд. Термоядерный заряд предполагалось вмонтировать в фюзеляж, а самолёт, используя специальную навигационную систему, направить на цель. Проект получил название «Брасс ринг».

Мыслились два способа применения крылатых снарядов. В первом случае снаряд взлетал с пилотами на борту, которые выводили его на траекторию к цели, а потом выпрыгивали с парашютами над дружественной территорией. Далее снаряд летел автономно, используя свою навигационную систему. Этот способ очень напоминал проект «Афродита» времён Второй мировой войны.

Второй способ предусматривал использование пары из беспилотного самолёта-снаряда и пилотируемого самолёта управления. В начале 1950 г. решили один В-47А переделать в самолёт управления DB-47A, а два В-47В доработать в беспилотные МВ-47. Последний имел очень сложную навигационную систему, разрабатывавшуюся фирмами «Боинг» и «Норт Америкэн». Требовалось, чтобы она была полностью автоматической и имела непревзойдённую точность. Параллельно над подобной системой работала также фирма «Спэри джироскоп». Первый полёт в полной комплектации пара DB-47A и МВ-47 выполнила 7 мая 1952 г. В дальнейшем совершили ещё несколько полётов. Требуемой точности добиться не удавалось, а затраты росли, как снежный ком. К тому времени размеры термоядерной бомбы уменьшились, так что она уже умещалась в бомбовом отсеке В-36. Эти обстоятельства привели к закрытию проекта «Брасс ринг» в апреле 1953 г.

САМОЛЁТЫ-СНАРЯДЫ.

Интерес к самолётам-снарядам возродился в августе 1966 г., когда началась реализация проекта «Вери Вилли» II («ве-ри» — weary — переводится как «изношенный», «потрепанный»). Дело в том, что в самолёты-снаряды намеревались переделывать старые машины, шедшие на списание. А двойка — оттого, что впервые подобная идея возникла ещё в годы Второй мировой войны. Изюминка проекта состояла в использовании телекамеры, установленной в носу QB-47. Изображение цели передавалось на самолёт управления DF-100F, там оператор опознавал цель и наводил на неё снаряд. Эту комбинацию предполагалось использовать против хорошо защищенных объектов во Вьетнаме.

QB-47 должен был приблизиться к цели на 16 км, чтобы она стала различима на экране в самолёте управления, летевшем в 25 км позади. На испытаниях приём телевизионного изображения осуществлялся и на больших расстояниях — до 80 км.

В ударном самолёте некоторые баки предполагалось заполнить шламообраз-ной (жидкость плюс взвешенные частицы) взрывчаткой массой 15 800 кг. Стоимость переоборудования выработавшего ресурс В-47 оценивалась в 664 000 долл. При этом один QB-47 мог уничтожить такой объект, как мост Тханьхоа во Вьетнаме. В случае традиционного налёта, чтобы его разрушить, пришлось бы выполнить 73 самолёто-вылета истребителей-бомбардировщиков F-105, с вероятной потерей трёх из них (и трёх пилотов) и сбросить 140 бомб калибром 906 кг. Операция обошлась бы в 9 610 000 долл. Казалось бы, экономическая выгода была очевидна, но программу остановили, «Стратоджет» в небе Вьетнама так и не появился. Ведь QB-47 мог промахнуться, и тогда расчёты стали бы совсем другими…