СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И МОДИФИКАЦИИ «ПЕРЕХВАТЧИК»

Первой серийной модификацией истребителя «Дракен» стал J35A(«AflaM»), выпущенный в 1959 г. Он предназначался в основном для перехвата самолетов противника в дневное время с задней полусферы, что обуславливало его оборудование и состав вооружения. В этом он был близок к советскому истребителю МиГ-21Ф-13, первым модификациям американского F-104 (А и С), а также к более позднему легкому американскому истребителю F-5A, производившемуся на экспорт.

На J35A первой серии, состоявшей всего из трех машин и считавшейся установочной, стояли импортные двигатели «Эйвон» Мк.48А. Следующая партия уже оснащалась шведскими ТРДФ RM 6B. Это был тот же «Эйвон», выпускавшийся в Швеции по лицензии, но укомплектованный форсажной камерой ЕВК 65 местной разработки. Двигатель имел максимальную тягу без включения форсажа 4650 кг и на форсаже — 6270 кг. Все машины первых серий получили условное обозначение «короткохвостые», так как в дальнейшем использовали двигатели большей тяги с более длинной форсажной камерой.

На J35A предусматривалась установка бортовой РЛС типа PS-02/A, но на начальных этапах серийного производства их не хватало, и 17 истребителей собрали без них. Без РЛС боевая эффективность машины резко падала, пуск управляемых ракет оказался вообще невозможен. ВВС отказались принимать такие самолеты. Некоторое время они просто стояли на аэродроме, а затем были переоборудованы в учебно-тренировочные. С весны 1960 г. из заводских цехов уже пошли полноценные боевые машины.

«Дракен» вооружался двумя английскими 30-мм пушками «Аден».

Четыре пилона (два — под крылом и два — под фюзеляжем) служили для подвески ракет или дополнительных топливных баков. Поскольку шведские УР Rb 321 довести до требуемого уровня надежности не удалось, перешли к американским ракетам «Сайдуиндер», выпуск которых в Швеции наладили по лицензии под обозначением Rb 24. В состав оборудования «Дракена» входили система управления огнем французской фирмы «Томпсон-Сирано» (в лицензионном исполнении), система опознавания PN-793/A и автопилот L-14.

Всего построили 90 J35A. Из них последние 28, «длиннохвостые», получили ТРДФ RM 6C с форсажной камерой ЕВК 66 (максимальная бесфорсажная тяга — 5750 кг, на форсаже — 7830 кг). Длина двигателя возросла, соответственно увеличилась и длина самолета. Пришлось отказаться от простого хвостового костыля, который стоял на первых машинах. В результате истребитель получил конструктивно очень сложное шасси. Оно состояло из носовой стойки и двух основных стоек, укорачивающихся при уборке, плюс хвостовая убирающаяся в обтекатель опора с амортизатором и двумя небольшими колесами. Последняя предназначалась для защиты хвостовой части самолета от соприкосновении с бетоном полосы при взлете с большим углом атаки.

На начальных этапах эксплуатации первой серийной модификации «Драке-на» проявился ряд конструктивных недоработок, которые не удалось обнаружить при испытаниях опытных образцов. Например, потребовалось усовершенствовать систему управления в режиме полета с включенным автопилотом, чтобы исключить возможность возникновения автоколебаний самолета вокруг поперечной оси, причиной которых была повышенная чувствительность системы.

Этот дефект удалось ликвидировать в 1959 г., после чего истребители этой модификации успешно эксплуатировались в ВВС Швеции до 1979 г. В конце своей летной карьеры J35A получил ИК-станцию переднего обзора, что несколько расширило его тактические возможности. После вывода из состава ВВС несколько самолетов этого типа использовали в экспериментальных целях.