СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И МОДИФИКАЦИИ С-47, С-47А И С-47В

Первый С-47 вышел с завода в Санта-Монике в конце декабря 1941 г. Несмотря на увеличение нормального взлетного веса до 11 430 кг (примерно на 300 кг тяжелее DC-3A) максимальная скорость выросла почти на 40 км/ч (правда, крейсерская на 10 км/ч упала). Немного выиграли в потолке и существенно — в дальности. Военные дали новому самолету название «Скай-трейн».

Массовое производство С-47 развернулось в 1942 г. В его ходе машина претерпела некоторые изменения. Сиденья из брезента заменили металлическими откидными лавками с пристежными ремнями. На воздухозаборниках двигателей смонтировали противопыльные фильтры, вытянувшиеся вперед до кромки капота и работавшие постоянно, создавая дополнительное сопротивление при всасывании. Позже появился другой тип фильтра, который можно было отключать после взлета и включать перед посадкой; он монтировался в задней части мотогондолы, образуя характерный «горб».

Для авиации флота выпускали вариант R4D-1, немного отличавшийся радиооборудованием и приборами. Первый такой «дуглас» сдали заказчику в феврале 1942 г. Всего построили 965 С-47 и 66 R4D-1. Морякам также передали 40 машин из заказов ВЕС. Каждый самолет обходился в 88 500 долларов.

Следующей модификацией стал С-47А (DC-3A-456). Напряжение в электросистеме этого самолета повысили до 24 В вместо 12 В и еще раз усилили пол в грузовой кабине. На поздних сериях хвостовой кок ликвидировали, освободив место под сцепное устройство для буксировки десантных планеров. С-47А стал самой массовой модификацией «Скайтрейна».

Его строили два завода — в Лонг-Бич и в Оклахома-Сити.

Первые именовались C-47-DL (их сделали 2954), вторые — C-47-DK (2300 экземпляров). На ранних сериях С-47А кабины отапливались раздельно; при перевозке грузов обогревали только кабину экипажа. Позже систему упростили, сделав ее совместной. Уже в ходе эксплуатации на ряде машин смонтировали под фюзеляжем держатели наружной подвески грузов и сбрасыватели в пилотской кабине. Часть С-47А досталась морской авиации, где эти самолеты эксплуатировались как R4D-5.

Перед высадкой в Нормандии в 1944 г. несколько С-47А, использовавшихся в качестве лидеров при выброске воздушных десантов, оснастили радиолокационными бомбовыми прицелами. Антенна РЛС монтировалась в выдвижном обтекателе под задней частью фюзеляжа.

В том же году в Бирме в 315-й эскадрилье, осуществлявшей полеты в тыл противника, по инициативе полковника Ч. Фарра и капитана Дж. Мак-Кэнна один С-47А вооружили двумя 12,7-мм пулеметами на установках по типу применявшихся на бомбардировщике В-17. Огонь велся через большие прямоугольные окна, прорезанные в грузовом люке и обшивке правого борта. Доработанную машину осмотрел генерал Стратемейер, предписавший таким же образом модернизировать еще 64 самолета. Но из-за бюрократических проволочек поставленная задача не была выполнена. Единственный вооруженный в Бирме С-47А списали после столкновения на аэродроме с бомбардировщиком В-25 в том же 1944 г. Однако некоторые авторы сообщают о подобных кустарных переделках, проводившихся на Новой Гвинее, где в окнах грузовой кабины ставили спаренные или одиночные пулеметы.

С-47В предназначался для эксплуатации в условиях высокогорья.

Его главным отличием являлись моторы R-1830-90 (на поздних сериях — R-1830-90B и R-1830-90C) с двухступенчатыми нагнетателями. Запас горючего увеличили за счет дополнительного бака в грузовой кабине. Для экипажа предусматривались кислородные маски. Самолет мог перевозить до 4540 кг груза или 27 человек. Машины, использовавшиеся как учебные, назывались ТС-47В. На флоте аналогичный вариант именовался R4D-7. Позднее с части С-47В демонтировали вторую ступень нагнетателя (они обозначались как C-47D).

Небольшое количество С-47А и С-47В доработали в штабные самолеты с комфортабельными креслами, как на пассажирских лайнерах. Некоторые из них имели столики для штабных карт и дополнительные откидные сиденья, позволявшие проводить совещания в полете. Эти машины именовались соответственно VC-47A и VC-47B.

С-47 всех модификаций массово поставлялись союзникам по ленд-лизу, при этом в Великобритании они получили обозначение «Дакота».