СЕРИЙНЫЕ А-1ОА

Первый серийный А-1 ОА (75-0258) выполнил первый полет 10 октября 1975 г., ВВС его передали 5 ноября. Серийные самолеты отличались двигателями TF-34-GE-100A с переделанными компрессором и турбиной, а также катапультным креслом ACES 11 вместо использовавшегося на всех предыдущих машинах ESCAPAC 1 Е-9. К весне 1976 г. военные приняли уже несколько десятков машин. Новым штурмовиком решили похвастаться за рубежом. В результате один А-1ОА разбился в демонстрационном полете на авиасалоне в Ле-Бурже 3 июня 1977 г., летчик-испытатель Сэм Нельсон погиб.

Официальное наименование «Тан-дерболт» 11 штурмовик получил 3 апреля 1978 г. на церемонии передачи заказчику сотого серийного экземпляра (76-0553). Командование американских ВВС решило продолжить традицию, называя новые машины в честь известных исторических самолетов — «Фантом» 11, «Корсар» 11, а теперь и «Тандерболт» 11. Предлагались и другие варианты названия — «Флайинг ган» и «Танкбастер», но победил традиционно-исторический подход. Впрочем, официальное название уже не играло никакой роли: за необычный внешний вид, плохую управляемость и низкие летные характеристики в частях самолет прозвали «Хог» (по-английски — свинья, боров). Тому, впрочем, имелось еще одно объяснение. В военной авиации США существует традиция: ударным самолетам присваивать прозвища с приставкой «хог». Так, F-84 именовался «Граундхог», F-84F — «Суперхог», F-105 — «Ультра-хог». А-10А сначала получил прозвище «Уартхог» (бородавочник, животное типа кабана), быстро сократившееся до просто «Хоп>.

Изначально ВВС хотели заказать 740 -750 штурмовиков А-10А, но конгресс не выделил необходимых для закупки такой партии ассигнований.

С поступлением в начале 1980-х гг. на вооружение многоцелевых истребителей F-16 ряд политиков посчитал штурмовики излишними. В 1982 г. конгресс сократил программу закупки А-10А до 702 экземпляров.

Эксплуатация «тандерболтов» выявила недостаточную прочность крыла, поэтому был введен усиленный центроплан.

В ходе серийного производства весьма бедная, по американским меркам, авионика штурмовика была немного пополнена и усовершенствована. Для повышения эффективности ударов по наземным целям «Фэрчайлд-Рипаблик» заказала в 1978 г. фирме «Мартин-Ма-риетта» лазерную систему целеуказания AN/MS-35 «Пэйв пенни». Контейнер с ней монтировался на пилоне по правому борту в носовой части фюзеляжа самолета. С появлением этой системы стала возможной подсветка целей лазером не от самолета, а с земли, передовыми авианаводчиками. Это уменьшало время нахождения над целью и вероятность поражения средствами пво.

При разработке А-10 старались предельно сократить затраты на проектирование и цену единичного самолета. Экономию получили за счет использования простейшей авионики. В результате боевые возможности штурмовика при действиях ночью или в условиях недостаточной видимости оказались весьма ограниченными. Самое странное в этой концепции то, что самолет изначально предполагалось использовать прежде всего в Европе, где сложные метеоусловия — обычное дело, а ясных дней в году гораздо меньше, чем пасмурных. В то же время мощная система ПВО вероятного противника диктовала тактику полетов на предельно малых высотах, буквально на уровне макушек деревьев.

Но бортовое оборудование А-1 ОА не обеспечивало не только точный выход на цель, но даже просто безопасный полет на сверхмалой высоте.

Чтобы исправить ситуацию, командование ВВС приняло решение об оснащении штурмовиков инерциальными навигационными системами (ИНС), способными выдавать не только координаты точки места, но также высоту и скорость полета. Выбор остановили на системе AN/ ASN-141. Она была связана с на-шлемным дисплеем пилота новой шиной данных, благодаря которой объем выводимой информации удалось значительно увеличить. ИНС позволяла перепрограммировать маршрут непосредственно в полете путем ввода координат новых поворотных пунктов. Установка системы дала возможность снизить загрузку летчика. Не думая о навигации, он мог сосредоточиться на пилотировании машины. Отпала необходимость в шуршании бумажной полетной картой, она была «заложена» в ИНС. Летчик мог свободно маневрировать, не опасаясь заблудиться.

Оснащение штурмовиков этой аппаратурой началось в 1980 г. Ее ставили на самолеты в процессе планового ремонта. Естественно, первыми такие системы получили штурмовики из базировавшегося в Европе 81-го тактического авиакрыла. Оснащение ИНС всего наличного парка штурмовиков завершили в апреле 1984 г. Параллельно с этим производилась замена барометрических высотомеров радиовысотомерами AN/APN-194.

Самолеты поздних серий получили дополнительную аппаратуру сразу на заводе-изготовителе. ИНС в Фармингдейле ставили, начиная с 391-го штурмовика (79-0127).

Всего было выпущено 715 А-10А, последний из которых ВВС получили в феврале 1984 г.

Далее постепенно велась доработка ранее изготовленных машин.

С 1990 г. проводилась программа модернизации LASTE (Low Altitude Safety and Targeting Enhancement). В ее рамках на самолеты ставились системы предупреждения об опасном сближении с землей. Другая система, ЕАС (Enhanced Atlitude Control), повышала устойчивость самолета при стрельбе из пушки GAU-8/A. Фактически штурмовик оснащался автопилотом, работавшим на малой высоте. По программе OFP (Operational Flight Program) дорабатывалось программное обеспечение бортового компьютера с целью совместимости с системами LASTE и ЕАС.

С 1999 г. машины получили приемники спутниковой навигационной системы, новые блоки управления бортовыми системами, прошли доработку вычислители и программы к ним. Началось оснащение штурмовиков системами следования рельефу местности TERPROM (Terrain Profile Matching System) британской фирмы ВАе.