СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И МОДИФИКАЦИИ

Первый заказ на новые гидропланы предусматривал выпуск десяти Ar 196А-0 с моторами BMW 132K и трехлопастными винтами «Шварц». Эти машины предназначались для взлета только с воды; креплений для тележки катапульты на них не было. Мачту радиоантенны, мешавшую стрельбе, переместили с задней части фюзеляжа на козырек фонаря. Мачта стояла не вертикально, а имела наклон вправо. На задней кромке остекления поставили поворотные щитки-дефлекторы, разворачивавшиеся перед стрельбой и уменьшавшие воздействие набегающего потока воздуха. От кока винта, присутствовавшего на всех опытных образцах, почему-то отказались. Неподвижное стрелковое вооружение отсутствовало, монтировался только один пулемет MG 15 на шкворневой установке «Арадо» с боезапасом 525 патронов. Под крылом открыто крепились два держателя ETC 50/VIII See под 50-кг бомбы.

Производство Ar 196A-0 организовали на заводе «Арадо» в Варнемюнде. Вся установочная серия была готова к ноябрю 1938 г. и использована для расширенных эксплуатационных испытаний. В частности, в 1939 г. две машины участвовали в испытаниях в открытом море. Результаты их расценили как успешные и заказали 20 усовершенствованных самолетов, получивших обозначение Ar 196А-1. От предшествующей модификации их отличали некоторые усиления планера, перекомпонованное внутреннее оборудование и дымовые приборы, установленные внутри поплавков. Эти машины предназначались для эксплуатации на кораблях. Для них предусматривалось катапультирование. Захваты для катапульты размещались на поплавках и на хвостовой части фюзеляжа снизу.

Все это утяжелило самолет примерно на 30 кг. Машины комплектовались коротковолновой радиостанцией FuG VAU.

К сдаче машин типа А-1 приступили в июне 1939 г. К концу года были готовы все два десятка, но приемочным испытаниям помешала плохая погода. Реально до нового года в строевые части поступили только шесть самолетов.

С ноября 1939 г. в Варнемюнде начали выпуск модификации Ar 196A-2, предназначенной для использования с береговых баз. Эти самолеты намеревались применять для разведки над морем, поиска подводных лодок противника, а также против небольших судов и субмарин в надводном положении. С этой целью на них смонтировали неподвижное вооружение по типу Ar 196V4 — синхронный пулемет MG 17 (с запасом в 500 патронов) под капотом с правой стороны и две пушки MG FF (с магазинами на 60 патронов) в крыле. Это сразу подняло взлетный вес более чем на 200 кг. Поскольку рост веса не компенсировался увеличением мощности двигателя, остававшегося все тем же, то летные данные гидроплана несколько упали. Тем не менее А-2 строился в существенно больших количествах, чем предыдущие варианты — в 1940 г. их собрали почти сотню.

С конца 1940 г. параллельно с А-2 выпускался корабельный Ar 196A-4. Он нес то же вооружение, что и А-2, но отличался не только наличием захватов для катапульты, но и новым винтом VDM (тоже трехлопастным) с коком на втулке и более совершенной радиостанцией FuG X (FuG 10). Часть машин получила также радиополукомпас Пейл G IV. Некоторые источники указывают, что запас топлива на типе А-4 увеличили до 800 л, добавив к бакам в поплавках бак в фюзеляже.

Этот вариант «арадо» можно было использовать не только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но ограниченно и для обороны кораблей от тихоходных бомбардировщиков и торпедоносцев противника. Во всяком случае, А-4 было по силам догнать английский торпедоносец «Свордфиш» или летающую лодку «Сандерленд», а мощное вооружение делало шансы на победу в воздушном бою вполне реальными. Таких самолетов изготовили 24, в основном, в 1941 г.

В 1940 — 1941 гг. выпустили также небольшую серию (пять машин) Ar 196B-0 с большим центральным поплавком и боковыми поддерживающими. Эти гидропланы были близки к опытному Ar 196V4, но несли в себе и некоторые элементы модификации А-4. Какое вооружение монтировалось на них — неизвестно. Машины типа В-0 проходили войсковые испытания в 1941 г. в эскадрилье 1/BFIGr 196 в Вильгельмсхафене.

В 1941 г. проектировалась модификация Ar 196C. На ней собирались усовершенствовать аэродинамику, дополнить оборудование и улучшить летные данные, в частности, увеличить дальность полета. Полетный вес предполагался существенно большим, чем у типа А, поэтому в Институте морского флота в Гамбурге заказали новые поплавки большего водоизмещения. Их спроектировали и изготовили, но работы над Ar 196C были прекращены.

С весны 1941 г. Ar 196A-2 заменили в производстве типом А-3, отличавшимся от А-4, по сути, только отсутствием захватов для катапульты на поплавках и включением в состав приборного оборудования авиагоризонта. Этот вариант «арадо», строившийся в 1941 — 1942 гг., стал самым многочисленным.

Чтобы увеличить выпуск гидросамолетов, немцы привлекли предприятия в оккупированных странах Европы. В 1942 г. Ar 196А-3 начал осваивать завод французской компании «Сосьете насьональ де конструксьон эронавтик» (SNCA) в Сен-Назере. Первый самолет поступил оттуда в июле. Всего до конца года там собрали 13 машин. Но во Франции «арадо» строили недолго, в марте 1943 г. завод загрузили другой продукцией. В общей сложности в Сен-Назере изготовили всего 23 АМ96А-3.

Известен выполненный в 1944 г. вариант Ar 196A-3/U1, снабженный специальными полозьями под килем поплавка, позволяющими самолету садиться на лед или плотный снег. Такие доработки выполнялись немцами на поплавковых машинах и других типов, в частности, на Не 115В. Предназначались они для эксплуатации в Арктике.

В Германии с начала 1943 г. на поток поставили новую модификацию — Ar 196А-5. Она отличалась от А-3 усиленным оборонительным вооружением. В задней кабине установили спаренный 7,9-мм пулемет MG 81Z. Большая выходная скорость пули обеспечила увеличение радиуса эффективного огня. Мощь последнего возросла и за счет количества стволов, и за счет большей скорострельности. Прежний пулемет давал 1250 выстр./мин, новый спаренный — 3000 выстр./мин. MG 15 питался из съемных коробов на 75 патронов, которые требовалось периодически менять. Теперь длинные ленты подавались через рукава из ящика, разделенного на две части. Боезапас увеличился до 2000 патронов. В состав радиооборудования вошли УКВ радиостанция FuG 16Z, антенна которой натягивалась вместе с антенной FuG 10, и аппаратура СРО FuG 25а «Эрстлинг».

Последняя стала необходима в связи с развитием в Германии радиолокации. Она могла взаимодействовать с РЛС типов «Фрейя», «Вюрцбург» и «Гемсе», использовавшимися в ПВО рейха. Позже их заменили на более совершенную аппаратуру СРО FuG 141. Приборные доски на Ar 196A-5 перекомпоновали, заменив некоторые приборы.

С лета 1943 г. такие же машины строились на заводе «Фоккер» в Амстердаме, где до конца года изготовили 11 экземпляров.

К 1944 г. Ar 196A устарел, да и приоритеты в ассортименте боевых самолетов в Германии изменились. На первый план вышли машины сухопутной авиации, в первую очередь истребители, ведь приходилось уже не нападать, а обороняться от превосходящих сил противника. Производство гидропланов стали сворачивать. В Варнемюнде последний Ar 196A-5 выпустили в марте 1944 г., в Нидерландах — в августе того же года. Общий итог составил 526 серийных самолетов (без опытных образцов и машин установочных серий).