СОЗДАНИЕ САМОЛЕТА.

СОЗДАНИЕ САМОЛЕТА.

Бурное послевоенное развитие реактивной авиации с ее большими взлетно-посадочными скоростями требовало строительства длинных, дорогих и уязвимых бетонных ВПП. Это позволяло противнику первым ударом по аэродромам приковать самолеты к земле, не давая им взлететь. Похожая проблема стояла и перед военно-морскими флотами всех держав. Строительство гигантских авианосцев для реактивных самолетов становилось уже не всем по карману. Но авиация была необходима для прикрытия и поддержки с воздуха флота в открытом море. Важность решения этих двух проблем дала импульс разработкам боевых самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) во всем мире.

В декабре 1946 г. американская фирма «Райан» приступила к разработке эскизного проекта легкого боевого СВВП Х-13 с вертикальным положением фюзеляжа при взлете и посадке, способного действовать даже с подводных лодок. Первый вертикальный взлет его состоялся 28 мая 1956 г.

Работы над подобными аппаратами стали вести в США, Великобритании, ФРГ, Италии и Франции. В 1954 г. разработку вертикально взлетающего истребителя попытались поручить П.О. Сухому, но он счел эту задачу в то время нереальной. 28 марта 1956 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров «по созданию самолетов-истребителей с вертикальным взлетом и посадкой на площадки ограниченных размеров», но никаких действий опять не последовало. В сентябре 1958 г. на выставке в Фарнборо продемонстрировали макет СВВП Р. 1127 (будущего «Харриера») и подъемно-маршевый двигатель (ПМД) для него. Но в нашей стране руководство продолжало оценивать это лишь как эксперименты.

21 октября 1960 г. Р. 1127 впервые приподнялся над землей, удерживаемый тросами, а 13 марта следующего года совершил первый полет, взлетев и сев, как обычный самолет.

СОЗДАНИЕ САМОЛЕТА.

Лишь 30 октября 1961 г. Н.С. Хрущев подписал постановление Совмина «О создании самолетов с вертикальным взлетом и посадкой». Оно обязывало ОКБ-115, возглавляемое А.С. Яковлевым, спроектировать и построить одноместный истребитель-бомбардировщик Як-36 с вертикальным взлетом и посадкой.

Як-36 по своей компоновке был схож со многими другими боевыми машинами того времени. Он представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с обычным однокилевым оперением. Два ТРД Р27-300, являвшиеся подъемно-маршевыми двигателями, располагались в передней части фюзеляжа. Они снабжались поворотными соплами размещенными вблизи центра масс. При вертикальном взлете и посадке такое сопло направляло струю газов вертикально вниз, а далее разворачивалось, обеспечивая горизонтальный полет. Поскольку обычные рули на режиме висения были неэффективны, то предусматривалось струйное управление, для которого сжатый воздух отбирался от компрессора двигателя.

27 июля 1964 г. испытатель В.Г. Мухин совершил на Як-36 первый полет по-самолетному, а 29 сентября 1964 г. — три свободных висения.

В Англии весной 1965 г. выпустили малую серию из девяти Р. 1127, получивших название «Кестрел». Ее отправили на войсковые испытания. Результатом модернизации «Кестрела» стал СВВП «Харриер», поступивший на вооружение ВВС Великобритании в апреле 1969 г.