СОЗДАНИЕ САМОЛЕТА. ОТ ДЕРЕВА — К МЕТАЛЛУ.

СОЗДАНИЕ САМОЛЕТА. ОТ ДЕРЕВА — К МЕТАЛЛУ.

В 1939 г. молодые инженеры В.П. Горбунов, М.И. Гудков и С.А. Лавочкин спроектировали новый скоростной истребитель-моноплан. В его конструкции преобладало дерево, причем для наиболее ответственных узлов применили «дельта-древесину» — то же дерево, но пропитанное синтетической смолой и прессованное при повышенной температуре. «Дельта-древесина» не горела, а предел ее прочности приближался к показателям алюминиевых сплавов.

Новый самолет, названный И-301, вышел на испытания в марте 1940 г. После некоторой доводки удалось получить максимальную скорость 605 км/ч — больше, чем у конкурировавшего с И-301 истребителя И-26 конструкции А.С. Яковлева (будущего Як-1). Вкупе с более мощным вооружением это послужило достаточным основанием для запуска машины в серийное производство под названием ЛаГГ-3 на заводе № 21 в Горьком (ныне Нижний Новгород). Лавочкина назначили главным конструктором размещенного там ОКБ-21.

Оснастив истребитель мощным двигателем воздушного охлаждения М-82, Лавочкин получил ЛаГГ-3 М-82, называвшийся затем ЛаГГ-5, ЛаГ-5 и, наконец, Ла-5. С июня 1942 г. в Горьком Ла-5 собирали параллельно с ЛаГГ-3, а затем они полностью вытеснили последние. Истребитель постепенно совершенствовался. В частности, вскоре на нем внедрили мотор М-82Ф. С апреля 1943 г. в производстве находился Ла-5ФН, оснащенный двигателем М-82ФН с непосредственным впрыском топлива, развивавшим мощность 1850 л.с.

СОЗДАНИЕ САМОЛЕТА. ОТ ДЕРЕВА — К МЕТАЛЛУ.

Серийные машины этой модификации имели максимальную скорость около 610 км/ч.

Однако в планере Ла-5ФН металл по-прежнему использовали минимально. Переход с деревянной конструкции на металлическую позволил бы существенно облегчить машину и при том же двигателе улучшить ее летные данные. Но алюминия и легированных сталей тогда в стране не хватало. Как только представилась возможность, Лавочкин стал внедрять в конструкцию металлические элементы. С марта 1944 г. часть Ла-5ФН выпускалась как «тип 41» с лонжеронами, имевшими полки из легированной стали и стенки из алюминиевых сплавов. Такие истребители были легче своих деревянных «собратьев» и превосходили их во всех отношениях.

На базе планера «тип 41» был разработан «эталон 1944 г.», у которого двигатель остался тот же, но мотоустановка претерпела существенные изменения: переделали раму, переместили воздухозаборники и масляный радиатор, ввели индивидуальные выхлопные патрубки и новый винт ВИШ-105В4. Если у Ла-5ФН вооружение состояло из двух 20-мм пушек СП-20 (ШВАК), то на «эталоне» монтировались уже три облегченных УБ-20 такого же калибра.

В феврале 1944 г. «эталон 1944 г.» показал на испытаниях скорость 680 км/ч. С лета того же года истребитель запустили в серийное производство под обозначением Ла-7. Эти машины имели максимальную скорость 650 — 660 км/ч. Часть из них получила усиленное вооружение из трех 20-мм пушек. На малых и средних высотах Ла-7 мог успешно вести бой с любым отечественным или зарубежным истребителем.

СОЗДАНИЕ САМОЛЕТА. ОТ ДЕРЕВА — К МЕТАЛЛУ.

Но и Ла-7 в целом оставался деревянным самолетом. Промежуточными этапами к цельнометаллической машине стали опытные истребители «120» и «126». У последнего весь каркас крыла выполнялся из дюралюминия (со стальными полками лонжеронов) и лишь обшивка делалась из фанеры. Уже после окончания Великой Отечественной войны, в конце 1945 г., Лавочкин спроектировал самолет «130», внешне схожий с Ла-7, но на самом деле по конструкции не имевший с ним ничего общего. «Сто тридцатый» целиком строился из легких сплавов. Он получил новое ламинарное однолонжеронное крыло с почти прямоугольными законцовками. Предкрылки, являвшиеся непременным атрибутом предшествовавших истребителей Лавочкина, отсутствовали. Фюзеляж состоял из трех частей: передней фермы-лафета, средней части-монокока с кабиной пилота и хвостовой (типа полумонокок). Очертания фюзеляжа изменились. Кабина стала просторнее, чем на Ла-7, а хвостовая часть — короче и уже. Вся обшивка машины выполнялась из алюминиевых сплавов, лишь рули обтягивались полотном.

Первоначально этот истребитель проектировался под мотор АШ-83 (1900 л.с), испытывавшийся на самолете «120», но он так и не попал в массовое производство. Пришлось вернуться к проверенному АШ-82ФН (1850 л.с). Вооружение складывалось из четырех новых пушек НС-23С. С ними секундный залп получался почти в два раза мощнее, чем у трехпушечно-го Ла-7.

Первый опытный образец самолета «130» построили на заводе № 21 в Горьком в январе 1946 г. В следующем месяце машину перевезли в подмосковные Химки, куда перебазировалось конструкторское бюро Лавочкина. По номеру завода, где его разместили, оно стало именоваться ОКБ-301. Заводские испытания «сто тридцатого» завершились в мае, 9 июня истребитель уже находился в НИИ ВВС. Государственные испытания закончились 10 октября, но уже с августа в Горьком начали собирать первые серийные машины, получившие обозначение Ла-9, или «тип 48». Тогда же началась сдача новых истребителей ВВС.

С 1947 г. массовое производство Ла-9 развернули на заводах № 21 в Горьком и № 99 в Улан-Удэ. Эти машины выпускались там до конца 1949 г.