СОЗДАТЕЛЬ «УРАГАНА»

Прежде чем перейти к повествованию об истребителе «Ураган», имеет смысл немного рассказать о руководителе программы создания этого самолета—главе известной французской самолетостроительной фирмы «Авьонс Марсель Дассо» (Avions Marcelle Dassault, AMD) Марселе Дассо—человеке, прожившем большую жизнь и внесшем значительный вклад в развитие как французской, так и мировой авиации.

Известный авиаконструктор и промышленник Марсель Блок (Блок—его настоящая фамилия) родился в 1892 г. в Париже. В 1913 г. он окончил Высшую авиационную школу в Париже, в годы Первой мировой войны служил в военной авиации, но не на фронте, а в лаборатории в Шале-Медоне, где участвовал в проектировании боевых самолетов. В 1916 г. Блок разработал воздушный винт, которым оснащались многие французские самолеты того периода. В том же году он совместно с Анри Потэ организовал свою самолетостроительную фирму, а в 1917 г. сконструировал и построил свой первый аэроплан—двухместный истребитель-биплан SEA.4, запущенный в серию в следующем году и произведенный до конца войны в 115 экземплярах. В начале 1930-х гг. Блок отделился от Потэ и организовал фирму «Авьонс Марсель Блок», которая к началу Второй мировой выпустила целый ряд серийных и опытных самолетов различного назначения. Наиболее известные из них—бомбардировщики MB 200, MB 210 и MB 131, истребители семейства MB 151/152/155, разведчики MB 174 и MB 175, принимавшие участие в боях в начальный период войны, а также несколько типов транспортных и пассажирских самолетов, эксплуатировавшихся на авиалиниях.

После капитуляции Франции Марсель Блок был интернирован вишистскими властями, а затем попал в лапы гестапо.

В вину ему ставилось еврейское происхождение и то, что он был старшим братом генерала Поля Блока—активного участника Сопротивления. Поль, схваченный немцами, погиб в одном из концлагерей на Востоке. Марсель же попал в Бухенвальд, из которого ему повезло вернуться живым после разгрома нацистов. В память о брате он принял фамилию Дассо, образованную от подпольной клички Поля—«Танк» (Char d’Assault). Соответственно новое имя получила и его возрожденная фирма—«Авьонс Марсель Дассо». Спустя четверть века, в 1971 г., она объединилась с компанией «Бреге», образовав концерн «Авьонс Марсель Дассо—Бреге авиасьон». В послевоенные годы под руководством М. Дассо были спроектированы известные во всем мире реактивные истребители семейств «Мистэр» («Мистэр» II, «Мистэр» IV, «Супер Мистэр») и «Мираж» («Мираж» III, «Мираж» 5, «Мираж» F1, «Мираж» 2000), палубный ударный самолет «Этандар» IV и его усовершенствованный вариант «Этандар» IVM, первый французский носитель ядерной бомбы—бомбардировщик и разведчик «Мираж» IV, удачные региональные реактивные пассажирские самолеты семейства «Мистэр-Фалькон», множество оригинальных опытных боевых и пассажирских самолетов, несколько типов экспериментальных самолетов вертикального взлета и посадки с подъемными двигателями на базе истребителя «Мираж» III. Всего на его счету около 90 типов серийных и опытных машин различного назначения, многие из которых производились большими сериями и находились на вооружении или эксплуатировались авиакомпаниями как во Франции, так и в десятках стран мира.

Все послевоенные годы, до самой смерти, Марсель Дассо, прошедший и французские лагеря, и Бухенвальд, и потерявший там здоровье, страдал целым набором самых разнообразных хронических болезней.

Врачи запретили ему есть практически все любимые блюда, пить и курить (для француза такие ограничения сродни смертному приговору), он все время мерз и даже летом ходил в зимнем пальто и шарфе, перенес несколько операций на глазах и к концу жизни почти полностью ослеп. Тем не менее Дассо прожил 94 года, участвуя в делах своей фирмы чуть ли не до своего смертного часа, и в последние годы занимал должность технического директора и советника.

Послевоенное возрождение и последующие успехи фирмы AMD начались с работ над «Ураганом»—первым французским боевым реактивным самолетом, запущенным в серию, поступившим на вооружение французских ВВС и поставлявшимся на экспорт. «Ураган» был выпущен всего лишь в нескольких сотнях экземпляров и особенно широкого распространения не получил, будучи сравнительно быстро заменен в строевых частях более современной техникой. Но этот истребитель прошел боевую проверку в нескольких локальных конфликтах, зарекомендовав себя как весьма удачная и надежная машина, и пережил многих своих современников—самолеты аналогичного назначения, близкие к «Урагану» по своим конструктивным и компоновочным решениям.