СТРУКТУРА ИТАЛЬЯНСКИХ ВВС

Прежде чем начать разговор об окраске и обозначениях итальянских военных самолетов, следует немного рассказать о структуре ВВС Италии. Это поможет пониманию последующих разделов.

Общее руководство итальянской авиацией (и военной, и гражданской) осуществляло министерство аэронавтики (в отечественных публикациях его часто именуют министерством авиации). Возглавлял его государственный секретарь по аэронавтике; эту должность занимал сам Муссолини. Фактически же министерством руководил его заместитель — Итало Бальбо.

Это весьма небезынтересная личность. Сделав карьеру в фашистской милиции, он за успешную борьбу с левыми в Северной Италии получил в награду высокую должность и звание майора ВВС. Но не ограничившись «стрижкой купонов», «партийный комиссар» Бальбо решил действительно стать летчиком. Более того, он закончил полный курс авиационного училища. Разница была лишь в том, что при выпуске заместитель государственного секретаря получил знаки различия не лейтенанта, а подполковника.

И дальше Бальбо редко сидел в министерском кресле. Он участвовал в ряде перелетов, продемонстрировав не только умение пилотировать самолет, но и талант отличного организатора. К концу 1920-х гг. Бальбо стал генералом, позже — маршалом и вице-королем Ливии. К Советскому Союзу он относился очень хорошо и всегда помогал нашим авиационным представителям в Италии. Погиб вице-король за штурвалом персонального самолета — его угораздило зайти на посадку в разгар налета английских бомбардировщиков; меткие итальянские зенитчики расстреляли появившуюся над аэродромом машину Бальбо.

Министерство аэронавтики разделялось на две части.

Первая включала управления, заведовавшие опытно-конструкторскими работами, научными исследованиями, подготовкой кадров летного и технического состава, материально-техническим снабжением, разведкой, аэродромной сетью, финансами, медицинским обеспечением, пропагандой, диспетчерской службой, гражданской авиацией. Вторая была чисто военной — штабом ВВС, который отвечал за боевую подготовку и набор пополнения. Начальником штаба долгое время являлся генерал Де Пинедо.

Вся Италия и некоторые ее колонии были разбиты на авиационные территориальные зоны (Zone Aerei Territoriale — ZAT). Аналогично авиационным округам, существовавшим в Германии до Второй мировой войны. В 1920-х гг. зон было три, в период Второй мировой — пять (со штабами в Милане, Палермо, Риме, Бари и Триполи). Командующий зоной нес полную ответственность за все авиационные части и аэродромы на своей территории. В пределах каждой зоны дислоцировалась одна авиаэскадра (squadra аегеа). Такое соединение по количеству самолетов и личного состава было примерно эквивалентно советской воздушной армии.

Поскольку боевые функции выполняли именно эскадры, то зачастую штаб ВВС обращался к ним напрямую, минуя командование зоны. 1-я эскадра (SQA1) со штабом в Милане отвечала за ПВО Северной Италии, действия во Франции и на о. Корсика, осуществляла патрулирование побережья (в том числе вдоль Южной Франции). 2-я (SQA2, Палермо, с 23 декабря 1940 г. — Падуя) базировалась на Сицилии; ее самолеты действовали над центральной частью Средиземного моря, наносили удары по Тунису, Алжиру и о.

Мальта. Она также участвовала в захвате Югославии в апреле 1941 г. 3-я эскадра (SQA3, Рим) контролировала море от Корсики до южного берега Франции и обеспечивала ПВО центральной части страны. Зона действий 4-й эскадры (SQA4, Бриндизи, с 10 мая 1941 г. — Бари) охватывала Восточное Средиземноморье, Адриатическое море и Балканы. 15 июля 1940 г. в Северной Африке организовали 5-ю эскадру (SQA5) со штабом в Триполи. Она вела боевые действия в Ливии, Египте и Тунисе, а также у африканского побережья. Эта эскадра разделялась на два сектора (Settore) — Восточный (Est — штаб в Тобруке) и Западный (Ovest — штаб в Триполи), к которым 15 июля 1942 г. добавили Центральный (Centrale) в Киренаике. 5-ю эскадру расформировали в мае 1943 г., после поражения стран оси в Северной Африке, остальные четыре продержались вплоть до раскола Италии.

За пределами Аппенинского полуострова имелись территориальные соединения другого типа, с более локальными функциями. Часть из них существовала в довоенный период, но большинство сформировали уже в ходе боевых действий на захваченных итальянскими вооруженными силами территориях. Следует их перечислить.

Aeronautica della Sardegna (ASAR) — авиация («аэронавтика») Сардинии со штабом в Кальяри.

Aeronautica dell’Egeo (AEGE) — авиация Эгейских островов со штабом в Роди (на о. Родос).

Aeronautica della Grecia (AGRE) — авиация Греции со штабом в Афинах.

Aeronautica dell’Albania (AALB) — авиация Албании со штабом в Тиране.

Aeronautica della Tunisia (ATUN) — авиация Туниса со штабом в г. Тунис.

Aeronautica della Sicilia (ASIC) — авиация Сицилии со штабом в Палермо.

Aeronautica della Provence (APRO) — авиация Прованса со штабом в Салоне.

До 15 июля 1940 г. существовала Aeronautica della Libia («авиация Ливии»), которая позже в связи с особой важностью североафриканского театра получила статус эскадры. В англоязычной литературе все эти соединения обычно называют территориальными командованиями.

Несколько особняком стояли силы, дислоцированные в Итальянской Восточной Африке, самой отдаленной колонии. Там скопилась самая устаревшая техника, и имелись большие трудности со снабжением. Интересно, что на этом театре ВВС вообще не имели какого-то официального названия.

Авиационные соединения, которые Муссолини посылал на помощь своим союзникам, именовались корпусами. Такие корпуса формировались трижды. Во время гражданской войны в Испании в 1936 — 1939 гг. была организована Aviazione Legionaria, что можно перевести примерно как «Авиация Легиона». Под «легионом», очевидно, подразумевались итальянские войска, отправленные на помощь генералу Франко. Хотя самолеты «Авиации Легиона» летали с опознавательными знаками ВВС мятежников, входившие в нее части сохраняли итальянскую структуру и штаты. Позднее это соединение переименовали в Авиационный экспедиционный корпус (Corpo Spedizione Aerea).

Позднее, уже в ходе Второй мировой войны, 10 сентября 1940 г., вышел приказ о создании Итальянского авиационного корпуса (Corpo Aerei Italiano). Это соединение, включавшее части истребительной и бомбардировочной авиации, участвовало в налетах на Англию до апреля 1941 г.

Размещалось оно на аэродромах в Бельгии, штаб корпуса находился в Брюсселе.

Итальянский флот (Regia Marina) собственной авиации не имел. Морские (в том числе и корабельные) самолеты принадлежали ВВС, а командованию флота подчинялись только оперативно (примерно так же, как в Германии). Все авиачасти, предназначенные для действий над морем, объединялись во Вспомогательную авиацию военно-морского флота (Aviazione Ausigliare per la Regia Marina). Прилегающие к Аппенинскому полуострову акватории были разбиты на зоны («береговые сектора» — Sezione Costiere), которые контролировались специально созданными штабами. Таких зон существовало семь: Верхняя (Северная) Адриатика, Южная Адриатика и Ионическое море, Северная часть Тирренского моря, Южная часть Тирренского моря, Сардиния, Сицилия и Эгейское море.

Транспортная авиация подчинялась Специальной авиационной службе (Servizi Aerei Speciali). Она включала военные транспортные подразделения, а также привлекала для перевозок машины гражданской авиации.

Войсковая авиация (Aviazione per il Regia Esercito — AVRE) объединяла подразделения ближних разведчиков, корректировщиков и самолетов связи, придававшиеся непосредственно армейским частям и соединениям.

В 1930-х гг. в Северной Африке действовали подразделения колониальной авиации, выполнявшие полицейские функции. Они вели патрулирование границ, разведку в районах действий мятежных племен, осуществляли транспортные перевозки, а временами также стреляли и бомбили. Эти подразделения объединялись в Колониальную авиацию (Aviazione Presidio Coloniale) — централизованную, и Авиацию Сахары (Aviazione Sahariana) — локальную, специализировавшуюся на действиях над пустыней.

В ходе Второй мировой войны их постепенно реорганизовали в регулярные части ВВС.

Авиаэскадра включала две или более авиадивизии (divisione aerea). Дивизия состояла из двух-трех авиабригад (briga-ta aerea). Бригады делились на полки (stormo — в буквальном переводе «стая»). Полк имел определенное назначение. Существовали истребительные (caccia), разведывательные (ricog-nizioni), бомбардировочные (bombarda-mento), штурмовые (assalto), транспортные (transporto) полки. Бомбардировочные и истребительные части делились на дневные (diurno) и ночные (notturno). Полки сухопутной авиации имели в своем названии прилагательное terrestre («наземный»), а береговые и корабельные — marina («морской»). Обычно полк укомплектовывался самолетами одного назначения и даже одного типа, но на театрах, где авиации было мало, встречались смешанные (combo) полки. Полки часто имели традиционные названия, отражавшиеся в эмблематике.

Полк состоял из двух групп (gruppo). Группа тоже могла быть смешанной. Она включала две (у бомбардировщиков) или три (у истребителей) эскадрильи (squadriglia) и «ядро» (nucleo) — штабное звено. В парк эскадрильи входили шесть-девять самолетов. Она делилась на два или три звена (sezione). Таким образом, по боевой мощи полностью укомплектованный итальянский истребительный полк примерно соответствовал предвоенному советскому полку пятиэскадрильного состава. Перед началом Второй мировой войны фактическое наличие машин было еще больше, так как в строевых частях предусматривался запас техники на покрытие потерь.

Существовали отдельные (autonomo) группы и эскадрильи, подчинявшиеся напрямую командованию эскадры или зоны.

Командиры соединений от бригады и выше именовались «генералами» (например, generale de squadra aerea) и, соответственно, имели генеральские звания. Командиры полков, групп, эскадрилий именовались просто «командирами» (по-итальянски commandante, например, commandante de squadriglia).

Осенью 1943 г. авиация обеих частей расколотой Италии подверглась реорганизации. На юге ВВС разделили на группировки (raggruppamento) истребительной, бомбардировочной и гидроавиации. Так появились Raggruppamento caccia (со штабом в Лечче), Raggruppamento bombardieri (тоже Лечче) и Raggruppamento idro (штаб в Таранто), являвшиеся аналогами английских Истребительного, Бомбардировочного и Берегового командований. Структурные единицы выше полка ликвидировали, зато полк имел теперь три группы.

На юге структуру приблизили к немецкой. В состав ВВС включили всю систему ПВО и воздушно-десантные войска. Количество самолетов в группе увеличили до немецкого штата, стали делить ее на три эскадрильи по 15 — 20 самолетов и штабное звено. По образцу Люфтваффе в каждом звене истребителей насчитывалось по четыре машины; это позволяло действовать двумя парами. У ANR структурных единиц выше группы не было. Группы и эскадрильи, кроме номеров, имели наименования в честь знаменитых летчиков.

В итальянских ВВС отсутствовала своя система воинских званий, пользовались принятой в армии, за исключением того, что рядовой именовался «авиатором» (aviere), а за ним следовал «первый авиатор» (primo aviere), что соответствовало ефрейтору или капралу.

Звания, принятые в итальянской авиации, и их советские эквиваленты вы найдете в таблице. Можно отметить, что «лестница» званий сержантского и унтер-офицерского состава у итальянцев была намного длиннее, чем в нашей стране. После окончания летной школы курсанту присваивали звание сержанта (sergent) при двухлетнем курсе обучения или младшего лейтенанта (sottotenente) — при трехлетнем.

Эта система званий использовалась в обеих частях Италии и после ее раскола.