СТРУКТУРА ВВС КРАСНОЙ АРМИИ

Прежде, чем приступить к ознакомлению с окраской и обозначениями самолетов ВВС Красной Армии, следует сказать несколько слов о структуре ВВС, что упростит понимание последующих разделов. В целом она имела тот вид, который получила после реорганизации 1938 г.

Во главе стояло Главное управление ВВС, которым руководил начальник, с 29 июня 1941 г. он стал именоваться командующим ВВС с правами заместителя наркома обороны. Морскую авиацию 6 1938 г. окончательно вывели из состава ВВС Красной Армии в подчинение командованию ВМФ. В данной работе она не рассматривается, хотя была укомплектована в своем большинстве самолетами тех же типов, что и ВВС.

Основной структурной единицей ВВС являлся полк, имевший номер. Номера могли повторяться у частей различных родов авиации: истребительной, бомбардировочной и так далее. Перед началом войны полк обычно состоял из пяти эскадрилий (у тяжелобомбардировочных полков — четыре) и звена управления. Эскадрилья включала десять самолетов — три звена по три машины и самолет командира. Таким образом, полк располагал примерно 60 машинами. Три-пять полков сводились в дивизию, две-три дивизии — в корпус. Дивизии и корпуса могли быть однородными (истребительными, штурмовыми и т.д.) или смешанными. Существовали отдельные полки и эскадрильи, не входящие в дивизии.

После нападения Германии на СССР на базе ВВС прифронтовых округов сформировали ВВС фронтов. Используя схему, опробованную в ходе войны с Финляндией, авиацию разделили на фронтовую, армейскую и войсковую.

Каждая армия имела в подчинении до двух авиадивизий, корпус — эскадрилью.

Эта структура в условиях крупномасштабной войны показала себя слишком громоздкой. Кроме того, сказывались большие потери в технике в первые месяцы войны. Полк стал состоять из трех и даже из двух эскадрилий, дивизия — из трех полков, часть корпусов расформировали.

Многие полки при реорганизации делили пополам, причем вторая половина некоторое время сохраняла тот же номер, но с буквой «а». Позже им присвоили собственные номера. Появились временные авиационные соединения — авиагруппы, имевшие произвольный состав. К существовавшим ранее родам авиации добавилась ночная легкомоторная бомбардировочная.

5 марта 1942 г. из ВВС выделили Авиацию дальнего действия (АДД), подчинявшуюся непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования.

В мае 1942 г. вместо ВВС фронтов и армий были сформированы воздушные армии. Как правило, на одном фронте действовала одна воздушная армия. Двухэс-кадрильные полки постепенно довели до трех эскадрилий. Обычный штат истребительного полка состоял из 40 самолетов, бомбардировочного — из 32. У истребителей, по немецкому образцу, звено стало включать две пары, эскадрилья — 12 машин. Эта структура сохранялась до конца Великой Отечественной войны.

6 декабря 1944 г. АДД вернули в состав ВВС как 18-ю воздушную армию.

Система воинских званий в годы войны примерно соответствовала существующей ныне, но звания генерала армии в ВВС не присваивали. Ему соответствовало звание маршала авиации, званию маршала Советского Союза — главный маршал авиации.

Но до войны начальник ВВС обычно имел звание генерал-лейтенанта. Первым маршалом авиации стал А.А. Новиков.

Эскадрильей командовал старший лейтенант или капитан, полком — майор. реже подполковник. Дивизию возглавлял полковник, корпус — генерал-майор.

Кроме частей ВВС, на фронте находились также приданные подразделения ГВФ. Они именовались авиагруппами и авиаотрядами. С 1942 г. их переименовали в полки и дивизии.