12. ТАКТИЧЕСКИЕ НОМЕРА И ОБОЗНАЧЕНИЯ

В отличие от японской армейской авиации, моряки использовали для идентификации своих самолётов чёткую буквенно-цифровую систему, которая, однако, несколько раз изменялась. В первоначальном виде, принятом в январе 1922 г., обозначение включало латинскую букву и три арабские цифры, отделённые дефисом. Буква показывала принадлежность к определённой авиадивизии («кокутай»); брали первую букву англоязычного написания города, где находилась база дивизии. Так, для дивизии «Йокосука» — «Y». Первая цифра указывала на назначение самолёта. Сначала категорий по назначению существовало четыре (1 — разведчик, 2 — истребитель, 3 — бомбардировщик, 4 — учебный самолёт). Следующие две цифры — тактический номер машины.
В середине 1925 г. латинские буквы заменили на иероглифы японской слоговой азбуки. Исходно они тоже должны были ассоциироваться с названиями дивизий, авианосцев или плавбаз. Скажем, для дивизии «Йокосука» применялся иероглиф «йо», «Оминато» — «оми», «Мацуси-ма» — «ма». Но по мере увеличения количества соединений коды стали присваивать произвольно. Самолёты авианосца «Хосё» несли иероглиф «ро», «Ака-ги» — «ха». Полностью на новую систему перешли к концу 1926 г.
В начале 1930-х гг. обозначения наносились на крыло сверху и снизу, на хвостовую часть фюзеляжа за опознавательным знаком с обеих сторон и на вертикальное оперение (примерно на середине высоты киля). У бипланов надпись размещалась на верхнем крыле сверху и нижнем снизу. Сверху обозначение писали на центроплане приблизительно

симметрично относительно оси самолёта, так что оно читалось при положении хвостом вниз. На нижнем крыле подобному расположению мешал фюзеляж или шасси, поэтому надпись повторяли слева и справа от фюзеляжа с одной и той же ориентацией (такой же, как сверху). На монопланах А5М надписи дублировались и сверху, и снизу, как на нижних крыльях бипланов, а на вертикальном оперении выполнялись с наклоном и шли параллельно командирским полосам на верхушке. На светлом фоне обозначения имели чёрный цвет, на красном оперении — белый.
В 1936 г. количество категорий самолётов по назначению увеличили до девяти, хотя исключили из списка разведчики. Теперь цифры расшифровывались следующим образом: 1 — истребитель, 2 — пикирующий бомбардировщик, 3 — бомбардировщик (торпедоносец), от 4 до 8 — учебный самолёт, 9 — транспортный самолёт (включая летающие лодки). Эта нумерация сохранялась до конца Второй мировой войны. Очень редко эти цифры опускали, указывая после дефиса сразу тактический номер.
С 1937 г., чтобы якобы запутать китайскую разведку, номерным «кокутаям» вместо иероглифов стали присваивать арабские цифры. Номерам дивизий они не соответствовали. Так, 15-я дивизия получила цифру «10», а 13-я — «4». Цифры чередовались с буквами. 1-я дивизия обозначалась «Z», а 12-я — «S». Новшество коснулось и некоторых «кокутаев» в самой Японии, Корее и на Формозе (Тайване): «Читозе», «Гензан», «Каноя», «Кисарадзу», «Михоро», «Тайнань», «Та-као» и «Татеяма». Их самолёты тоже стали обозначать буквами: «Михоро» — «М», «Такао» — «Т», а вот «Кисарадзу» — «R».

Остальные дивизии продолжали пользоваться иероглифами. На некоторых фотографиях можно увидеть самолёты, которые на оперении несут новый код, а на фюзеляже — старый.
С конца 1930-х гг. обозначения на фюзеляже постепенно исчезают. Последние из них встречались до конца 1942 г. Код писали только на вертикальном оперении чёрными знаками по светлосерому фону. После перехода на зелёную окраску верхних поверхностей буквы и цифры стали белыми, жёлтыми или оранжевыми. На истребителях А6МЗ 201-й дивизии встречались двухцветные надписи: код соединения — чёрный, а остальное — белое.
Для наземных соединений эта система сохранялась вплоть до поражения Японии, хотя кодовые буквы некоторых дивизий со временем менялись. А вот для палубной авиации в конце 1938 г. ввели особую систему кодов кораблей. Каждая дивизия авианосцев получила кодовую латинскую букву. Например, для 1-й дивизии, в которую входили «Акаги» и «Kara», это была «А». Корабли же указывались римскими цифрами. Самолеты с «Акаги» несли обозначение AI, с «Каги» — АН. В 4-ю дивизию авианосцев входили три корабля. Соответственно, на машинах этого соединения красовались коды DI («Рюдзё»), DII («Сёхо») и DIM («Касуга-мару», плавбаза). Подобным образом обозначались плавбазы 3-го флота, сведённые в 12-ю авиафлотилию. На гидропланах с «Камикава-мару» рисовали обозначение ZI, на машинах с «Саньё-мару» — ZIII.
Плавбазы, принадлежащие к разным флотам, обозначались буквами без римских цифр. Так, машины с «Киекава-мару» (4-й флот) несли букву «R», а с «Кимикава-мару» (5-й флот) — «X».

В 1940 г. на самолётах 1-го воздушного флота («коку кантай»), состоявшего из 1, 2, 4-й и 5-й дивизий авианосцев, в дополнение к буквенно-цифровым кодам ввели цветные полосы, охватывавшие хвостовую часть фюзеляжа. Цвет полос указывал на принадлежность к той или иной дивизии (например, 1-я — красный, 5-я — белый), количество полос соответствовало номеру авианосца, записанному в обозначении римскими цифрами. Эти полосы отменили в октябре 1942 г.
При изменении состава дивизии авианосцев коды могли переходить на другие корабли. После потопления американцами в мае 1942 г. авианосца «Сёхо» его обозначения (код DII и две жёлтые полосы) передали самолётам авианосца «Дзуньё», занявшего его место в 4-й дивизии.
В октябре 1942 г. ввели коды кораблей, не использующие буквы. В них номер дивизии авианосцев и корабля указывался латинскими цифрами. Например, на самолётах с «Дзуйкаку» обозначение стало начинаться с сочетания «I-II» (второй корабль 1-й дивизии). В конце апреля 1943 г. вернулись к латинским буквам и арабским цифрам. Но у всех палубных соединений обозначение стало начинаться с «А», после которой писали номер дивизии и через дефис — номер корабля в ней. Так, для того же «Дзуйкаку» на всех самолётах надписи начинались с «А1-2».
Наконец, в 1944 г. обозначения палубных соединений изменили по образцу береговых. У японцев к этому времени остались только три дивизии авианосцев. Все самолёты 1-й дивизии свели в 601-й «кокутай», 2-й — в 652-й, 3-й — в 653-й. Для них ввели новую систему

обозначений. Первая цифра всегда была «3», вторая — номер дивизии, третья — номер корабля в дивизии. Самолёты того же «Дзуйкаку» несли код «312». Далее за дефисом писали тактический номер. Но эту систему быстро отменили, не успев толком внедрить. Перешли к указанию номера «кокутая», далее через дефис — номера корабля в дивизии; далее шёл ещё один дефис и тактический номер. Так, у «Читозе» обозначения начинались с «653-3».
У береговых частей обозначения с конца 1930-х гг. тоже претерпели ряд изменений. С увеличением числа соединений берегового базирования новые стали получать обозначения, включавшие комбинации двух иероглифов, двух латинских букв или иероглифа и латинской буквы. Например, самолёты 302-го «кокутая» несли иероглиф «йо» и букву «D». Некоторые авторы пишут, что буква в этом случае указывала на определённый театр боевых действий. В 221-й дивизии латинские буквы в 1944 г. использовали для обозначения входящих в неё полков.
В этот же период применялись и чисто цифровые (арабскими цифрами) обозначения соединений. При этом использовали две последние цифры номера. Например, на истребителях 301-й дивизии перед дефисом писали «01», 322-й — «32», 253-й — «53». 251-я дивизия первоначально кодировалась буквами «UI», но с 1944 г. на её самолётах появилось сочетание «51».
Обычно обозначения наносили полностью одной строкой на середине высоты или в верхней трети вертикального оперения. Но исключений встречалось немало. Известны фотоснимки истребителей 352-й дивизии, на которых номер

соединения писался в два яруса — «3» сверху и «52» снизу, так что дефис, отделявший эти цифры от тактического номера машины, располагался на уровне полки дроби. На бомбардировщиках G3M тоже встречались обозначения, писавшиеся в две строки: код соединения сверху, а под ним — тактический номер с цифрой «3» («бомбардировщик») впереди. Аналогично маркировались самолёты 204-й дивизии. На снимках G4M можно увидеть номера без кода соединения, причём вписанные в разрыв полосы на вертикальном оперении. На двухмоторных бомбардировщиках тактический номер иногда повторяли цифрами меньшего размера на носовой части фюзеляжа. На истребителях N1K2-J 343-й дивизии тактический номер дублировался чёрными цифрами в центре «хиномару».
Появившиеся в конце войны подразделения камикадзе получали технику из других частей и не затрудняли себя сменой обозначений. В свой последний полёт самоубийцы летели с кодами «кокутаев», откуда прибыли самолёты. Собственных кодов эти подразделения (имевшие, однако, названия) не имели.