ТАКТИЧЕСКИЕ НОМЕРА

На хвостовую часть любого самолета (кроме опытных образцов) наносился тактический номер. Он состоял из номера эскадрильи и собственно тактического номера, разделенных дефисом. Например, 154-4 — четвертый самолет 154-й эскадрильи. Собственный номер весьма редко был больше 15. Размеры цифр инструкциями не определялись. По инструкции обе части рисовались разным цветом. Чаще всего встречалось сочетание черного (для номера эскадрильи) и красного. При этом дефис имел цвет одной из частей или был двухцветным с разделением полей по диагонали; иногда он вообще отсутствовал или вырождался в точку. Известны машины с красно-белыми, зелено-белыми или одноцветными (обычно черными или белыми) номерами, а также с окантовкой или «тенями».

До Второй мировой войны в дополнение к тактическому номеру самолеты иногда несли еще номер группы, выполненный римскими цифрами на киле; позже это практически не применялось.

Персональные самолеты командиров групп и полков иногда выделялись тем, что номер части писался не арабскими, а римскими цифрами. Например, на истребителе С.202 командира 153-й группы ее номер выглядел как CLIII.

Номер наносился на заднюю часть фюзеляжа примерно по его оси и часто писался так, что дефис приходился на белую полосу, введенную в начале Второй мировой войны в качестве знака быстрого распознавания. Иногда номер дублировали цифрами меньшего размера на шасси (на истребителях и штурмовиках) или на передней части фюзеляжа (на бомбардировщиках). На бомбардировщиках и торпедоносцах встречалась последняя цифра номера, повторенная на передней кромке крыла с обеих сторон от фюзеляжа.

На самолетах, действовавших ночью, номера часто «забрызгивали» мелкими пятнами темной краски или выводили их серо-голубым цветом.

Летные школы пользовались буквенно-цифровыми обозначениями.

Сначала шло сокращенное название школы из трех заглавных букв (например, FOG — Foggia, GRO — Grotaglia), а затем номер машины. Поскольку учебных самолетов было много, то дальше могло следовать и трехзначное число.

Корабельная авиация имела похожую, но несколько отличавшуюся систему обозначений. В довоенный период на борту катапультного разведчика черными заглавными буквами писалось полное название крейсера или линкора, к которому он приписан. Позднее перешли на кодовую систему. Первые две цифры, стоявшие до дефиса, указывали на принадлежность к определенному кораблю. Первая цифра давала номер дивизиона, вторая — номер корабля в дивизионе, третья — номер самолета на корабле. Например, номер «12-1» нес разведчик Ro.43 на крейсере «Гориция», входившем в 1-й дивизион (всего на этом корабле их было два). Первые две цифры рисовали черным цветом, а последнюю — красным. Номер изображали в хвостовой части фюзеляжа, так, чтобы он весь или частично заходил на белую ленту.

Санитарные и спасательные самолеты, хотя и принадлежали ВВС, часто имели гражданские регистрационные обозначения. Это были пять букв. Первой всегда шла «I» (Italia), затем дефис и еще четыре. Такой код писался крупными черными буквами на хвостовой части фюзеляжа.

После раскола Италии появилось много исключений из старых правил. На юге тактический номер иногда стали наносить на вертикальном оперении, причем зачастую в «два этажа»: внизу номер эскадрильи, вверху — собственный номер самолета. Вместо обозначения эскадрильи иногда использовали номер группы.

При этом 10-я группа на своих «аэрокобрах» заменяла арабские цифры на римскую «X». На севере постепенно перешли к немецкой практике: на борту указывался только собственный номер самолета крупными арабскими цифрами, а подразделение обозначалось их цветом.