ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

С-47А — двухмоторный свободнонесу-щий цельнометаллический моноплан с нижним расположением крыла и убирающимся шасси. Экипаж — пять человек: два пилота, штурман, радист и бортмеханик. Возможна была также эксплуатация машины с экипажем из трех-четырех человек.

Планер самолета членится на фюзеляж, переднюю и заднюю части центроплана, мотогондолы, несущие части консолей и их задние съемные секции, законцовки крыльев, элероны, рули высоты и направления, киль, стабилизатор, хвостовой кок и посадочные щитки. Части планера соединяются между собой стыковыми угольниками и болтами.

Фюзеляж — стрингерно-балочного типа (полумонокок). Поперечное сечение — овальное. Большая часть стрингеров — из бульбовых уголков, под и над рядами окон грузовой кабины — четыре усиленных П-образных стрингера. Шпангоуты — рамы из клепаных и штампованных частей. Наружная обшивка несущая, выполнена из листов алюминиевого сплава «алклед». В плоскости вращения винтов снаружи приклепаны дополнительные листы.

Перегородки делят фюзеляж на кабину экипажа, передний багажник, грузовую кабину, задний багажник, туалет и хвостовой отсек. Пол пилотской кабины — металлический. Носовой обтекатель — штампованный, хвостовой кок имеет каркас, обшитый листом.

На левом борту фюзеляжа расположены передняя дверь и грузовой люк с двумя створками, распахивающимися вбок. В левую створку люка вписана еще одна дверь.

Кабина экипажа остеклена. В козырьке использован триплекс, боковые сдвижные окна — из оргстекла. На козырьке установлены дворники с гидроприводом.

Под металлической обшивкой находится тепловая и звуковая изоляция. Кресла пилотов расположены впереди бок о бок и разделены проходом. Спереди между ними — пульт управления двигателями. В потолке кабины — аварийный люк. За креслами летчиков расположены места штурмана, радиста и бортмеханика. Для штурмана предусмотрен астронавигационный блистер на потолке.

Грузовая кабина имеет длину 9,0 м, ширину 2,2 м и среднюю высоту 1,98 м. Теплоизоляция и внутренняя обшивка в ней отсутствуют. По бортам находятся прямоугольные окна, застекленные оргстеклом (шесть — слева и семь — справа). Пятое от носа самолета окно с обеих сторон — аварийный выход из грузовой кабины. Под окнами вдоль бортов монтировались складные металлические лавки на 27 мест. Кабина экипажа и грузовая кабина отапливаются.

Крыло делится на центроплан, консоли и отъемные законцовки. Центроплан — прямоугольный в плане, его каркас имеет три основных и один вспомогательный лонжероны двутаврового сечения. Нервюры штампованные, стрингеры — из бульбовых уголков. Сверху стрингеры закрыты гофрированной силовой обшивкой. Наружная обшивка — гладкая, из листа сплава «алк-лед». Задняя секция имеет каркас из штампованных нервюр и стрингеров.

Отъемные части крыла (консоли) трапециевидной в плане формы, имеют три лонжерона, стрингеры и нервюры, закрытые гладкой обшивкой. Конструкция задних секций аналогична. Профиль на центроплане и в корневой части консолей NACA2215, к концам консолей постепенно переходит в NACA 2206. На передней кромке консолей смонтированы камеры антиобледенителей и посадочные фары.

К консолям крепятся щелевые элероны с дифференциальным управлением.

На правом элероне имеется триммер. Посадочные щитки типа «Шренк» разделяются на четыре секции: две под центропланом и две — под консолями. Привод щитков — гидравлический. Максимальный угол отклонения — 45°.

Оперение — классической схемы, од-нокилевое. Киль и стабилизатор — много-лонжеронные, типа моноблок, с обшивкой из «алкледа». Киль имеет профиль NACA 0009-0006, стабилизатор — симметричный NACA 0011-0006. Половины стабилизатора — взаимозаменяемые, его законцовки — отъемные. Рули — однолонжеронные, обтянутые полотном. Все рули и элероны снабжены триммерами.

В мотогондолах расположены маслобаки, масляные радиаторы и основные стойки шасси. В полете стойки убираются гидроприводом назад и закрываются щитками так, что часть колеса снизу выступает из-под гондолы. Выпуск шасси при посадке — также гидравликой; аварийный механизм выпуска отсутствует. Амортизация шасси — пневмогидравлическая. Колеса размером 1200×450 мм, с колодочными гидравлическими тормозами. Хвостовое колесо — неубирающееся, ориентирующееся, с замком стопорения и пневмогидравличе-ским амортизатором.

Управление самолетом двойное, мягкого типа, тросами и качалками. Машина оснащена всеми необходимыми приборами для полета без видимости земли, предусматривалась установка автопилота и системы слепой посадки.

Двигатели Пратт-Уитни R-1830-92 «Твин Уосп» (14-цилиндровые, двойные звездообразные, воздушного охлаждения) установлены на сварных моторамах из стальных труб через резиновые амортизационные втулки и закрыты удлиненными цилиндрическими капотами.

Регулирование охлаждения моторов — юбкой капота, управляемой гидравликой. Забор воздуха для карбюратора осуществлялся через патрубок сверху. На части самолетов устанавливались либо постоянно работающие противопыльные фильтры, либо отключаемые. Запуск двигателей осуществлялся электроинерционными стартерами. Для упрощения запуска зимой предусмотрено разжижение масла бензином.

Пропеллеры «Гамильтон стандард», трехлопастные металлические, ВИШ-ав-томат с гидроуправлением, флюгируемые, диаметром 3,53 м.

Бензин находился в четырех металлических непротектированных баках, располагавшихся в центроплане. Передние баки емкостью по 765 л, задние — по 755 л. Общий объем — 3040 л. Возможна была установка еще дополнительных мягких баков емкостью по 375 л попарно в грузовой кабине. Стандартным считался вариант с двумя дополнительными баками (при этом общий запас топлива равнялся 3790 л), максимальное количество — восемь. На самолетах, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур, в мотогондолах монтировались бачки с пусковым горючим.

Маслобаки вместимостью по 128 л размещались в мотогондолах перед противопожарными перегородками. Нормальная заправка — 100 л. Маслорадиаторы сотовые цилиндрические, установлены горизонтально под мотогондолами в обтекателях. Регулирование охлаждения — заслонкой на выходе из туннеля, управляемой механически из кабины.

На самолете монтировалась пневматическая антиобледенительная система фирмы «Гудрич». Резиновые камеры располагались на передних кромках консолей, стабилизатора и киля.

Корка льда разрушалась периодическим повышением и понижением давления в камерах. Для борьбы с обледенением также предусматривалось омывание лопастей винтов и стекол козырька кабины смесью на основе изопро-пилового спирта.

Гидросистема приводит в действие щитки, юбки капотов, дворники передних стекол кабины экипажа, автопилот, осуществляет выпуск и уборку основных опор шасси. Давление в ней создается двумя гидронасосами (по одному на каждом моторе), в аварийной ситуации — ручным насосом.

Электросистема — двухпроводная, с экранированной проводкой, напряжением 24 В. Запитывается от двух генераторов М-1 (по одному на каждом моторе) мощностью по 2000 Вт или от двух аккумуляторов емкостью по 60 Ач. Самолет имеет две посадочные фары, комплект навигационных огней и систему внутреннего освещения.

Радиооборудование машин различных серий довольно сильно отличалось в зависимости от года выпуска и заказчика. Один из наиболее распространенных вариантов комплектации включал основные передатчики ВС-375-Е и S10L, два-три командных передатчика типов ВС-475А и ВС-458А, основные приемники ВС-348 и командные ВС-453В, ВС-454В и ВС-455В, УКВ-радиостанцию STR 12 или SCR 522. Радионавигационное оснащение включало автоматический радиокомпас BC-453F (BC-453G), систему навигации для полетов без видимости земли «Лоренц», ВАКЕ KR-2 или SCS 51 и маркерный приемник. Внутреннюю связь между членами экипажа обеспечивало переговорное устройство на пять абонентов.

Система антенн зависела от комплектации самолета радиоборудованием.

Чаще всего имелись двухлучевая антенна, натянутая между килем и мачтой над кабиной экипажа (для передатчиков и приемников); для них же предназначалась выпускная антенна, лебедка которой располагалась спереди на левом борту; штыревая антенна УКВ находилась над кабиной справа. Между трубкой ПВД и мачтой под центропланом натягивались антенны радиокомпаса и маркерного приемника. Рамочная антенна радиокомпаса в каплевидном обтекателе устанавливалась под носовой частью фюзеляжа.

Система пожаротушения включала стационарный углекислотный огнетушитель (его баки находились под полом пилотской кабины) и ручные огнетушители.

Штатного вооружения С-47А не имел. В окнах грузовой кабины были сделаны гнезда для ведения огня из оружия пассажиров; когда они не использовались, то закрывались заслонками.