ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Данное описание соответствует двухместному истребителю ДИ-би войсковой серии 1936 г.

ДИ-би — полутораплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Каркас фюзеляжа—ферменный, сварной из хромомолибденовых труб. Лонжероны фермы сварены из телескопически соединенных труб разного диаметра. У кабин пилота и наблюдателя для увеличения жесткости по бокам приварены легкие фермы из труб меньшего размера. Жесткая пространственная ферма каркаса шарнирно соединяется с моторамой и нижним центропланом. На ферме закреплена дюралевая опалубка для крепления обшивки: в передней части (до сиденья летчика)—дюралюминиевой, а далее полотняной. Компоновка фюзеляжа традиционная: в носу расположена мотоустановка, далее—фюзеляжные бензобаки и кабины экипажа. Кабина летчика открытого типа с защитным козырьком из триплекса. Сиденье штампованное из алюминия, с чашкой под парашют, регулируемое под рост летчика. Далее располагается закрытая с трех сторон обтекаемая кабина стрелка с целлулоидным остеклением. Она также имеет с каждой стороны по одному окну из триплекса. Летнаб-стрелок сидит лицом к хвосту самолета. Сиденье стрелка имеет такую же чашку, как и у летчика. Крепление чашки разъемное для удобства регулировки под рост стрелка. Сиденье связано кинематически с дугой, несущей шкворневую стрелковую установку с пулеметом ШКАС. При подъеме дуги сиденье опускается.

Прозрачный обтекатель кабины стрелка состоит из двух половин, соединенных замком вдоль продольной оси самолета. Левая половина откидывается вверх при посадке стрелка в кабину.

В аварийной ситуации она сбрасывается; ручка аварийного сброса находится по оси самолета над пулеметом.

Коробка крыльев состоит из верхнего и нижнего центропланов, двух пар отъемных частей крыльев и комплекта стоек и лент-растяжек. Аэродинамический профиль верхнего крыла Кларк YH-10%. Относительная толщина профиля центроплана уменьшается к середине. Центроплан верхнего крыла двух-лонжеронный, лонжероны двутаврового сечения и нервюры изготовлены из алюминиевого сплава. В верхней плоскости центроплана жесткость повышена двумя крестами из лент-расчалок. Между лонжеронами размещаются два бензобака, вставляемые снизу. Вся обтяжка центроплана—полотняная. Центроплан крепится к фюзеляжу двумя N-образны-ми стойками кабана из хромомолибде-новых труб, заключенных в обтекатели, и лентами-расчалками. Верхние концы стоек—регулируемые, стойки заключены в алюминиевые обтекатели. Внутри обтекателей упрятаны трубопроводы к бензобакам, электропроводка и тросы управления элеронами.

Отъемные части верхнего крыла по всему размаху имеют одинаковую хорду. Силовой набор у них деревянный: два лонжерона коробчатого сечения и 16 нервюр. Лонжероны—с полками, склеенными из сосновых реек, и боковыми стенками из березовой фанеры. К концам высота и ширина полок постепенно уменьшаются. Нервюры в носовой и средней части ферменные, в хвостовой—балочные. Нервюры впереди соединены двумя стрингерами, сзади—дюралюминиевым обтекателем в форме узкого лотка. Внутри крыла имеются крестообразно натянутые расчалки из стальных лент и рояльной проволоки.

Носок крыла обшит фанерой (сверху—до первого лонжерона) толщиной 1,5 мм, далее покрыт четырех-слойной переклейкой из 0,5-мм шпона, выклеенной на болванке. Два люка для осмотра тросов управления находятся на нижней поверхности крыла, один — на верхней. Крышки люков из магниевого сплава «электрон», снабжены потайными замками. На задней кромке за стойками навешены щелевые элероны с клепаным дюралюминиевым набором и полотняной обшивкой. Нервюры в этом месте имеют полукруглые вырезы, вся выемка закрыта выклейкой из шпона. Законцовки крыла окантованы дюралюминиевым ободом полукруглого сечения с вклеенным в него швеллером.

Конструкция нижнего крыла подобна верхнему. Лонжероны центроплана—сварные стальные, нервюры —дюралюминиевые. Имеется система продольных и поперечных стрингеров. В передней части снизу сделаны ниши для уборки основных стоек и колес шасси. Перед ними располагается дополнительный клепаный корытообразный лонжерон из двух соединенных вместе стенкой толщиной 0,5 мм уголков. Ниши шасси изнутри обшиты 0,5-мм листом дюралюминия. Вся обшивка центроплана нижнего крыла сверху—дюралюминиевая, снизу носок и центральная часть обшиты металлом, остальное—обтянуто полотном. Клепка металлической обшивки потайная со вдавкой. Элероны на нижнем крыле отсутствуют.

Отъемные части нижнего крыла имеют два коробчатых лонжерона и 11 нервюр. В силовую схему входят также балки для подвески вооружения.

Между верхним и нижним крылом находятся Х-образные дюралюминиевые клепаные стойки с развитыми зализами-обтекателями сверху и снизу.

На правой стойке размещена подогреваемая трубка ПВД, в середине левой со стороны, обращенной к летчику, сделана выколотка для установки термометра. Жесткость бипланной коробки повышается набором лент-расчалок.

Хвостовое оперение—однокилевое, с неподвижным стабилизатором, подкрепленным снизу N-образными подкосами. Стабилизатор и рули высоты имеют дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку. Носок и задняя кромка усилены алюминиевым ободом. Высота лонжеронов до места крепления подкосов—постоянная, далее уменьшается к концам. Рули высоты снабжены осевой компенсацией. Киль состоит из двух частей: нижняя—цельнометаллическая (дюралюминиевая) с дюралюминиевой же обшивкой, на ней жестко закреплен стабилизатор; у верхней силовой набор тоже дюралюминиевый, но обтяжка — полотняная. Руль направления—без компенсации, с дюралюминиевым каркасом и полотняной обшивкой.

Шасси истребителя—традиционной для 1930-х гг. схемы, с двумя основными стойками и хвостовым костылем. Основные стойки в полете убираются по размаху крыла в направлении к оси самолета. На них смонтированы колеса размером 750×125 мм с масляно-пнев-матической внутренней амортизацией. Подъем и выпуск осуществляются механизмом, приводимым в движение одним гидроцилиндром (сжатым воздухом через масло). Масло было введено для повышения плавности работы и облегчения сохранения герметизации. Воздушная система привода шасси снабжена двумя манометрами: первый показывает давление в рабочем резервуаре, второй—давление, поданное в сеть при подъеме шасси.

Подъем и выпуск колес—принудительные.

Запас мощности для выпуска в 1,5 раза больше, чем для подъема. Предусмотрен механический аварийный ручной привод выпуска шасси. В крайнем нижнем и крайнем верхнем положениях стойки запираются замками пушечного типа.

Шасси снабжено сигнализацией. Электрическая система фиксирует положение каждой стойки в крайнем верхнем и нижнем положениях, а также запирание верхних и нижних замков; сигнализация осуществляется лампочками на приборной доске пилота. При ее отказе летчик может воспользоваться механической стрелкой-указателем положения стоек. Колеса основных стоек имеют пневматические тормоза колодочного типа. Хвостовой костыль неуправляемый, с масля-но-пневматической амортизацией.

Зимой самолет устанавливался на неубирающиеся лыжи с системой резиновых тяг и тросовых оттяжек. Основные лыжи имеют встроенные амортизаторы. На костыль тоже надевалась небольшая лыжа.

Управление самолетом—одинарное, мягкого типа с тросовой проводкой. У пилота имеются ручка управления и педали. Педали регулируются под рост летчика.

На приборной доске пилота находятся указатель скорости и высоты, указатель поворота («Пионер»), вариометр, компас КП-2, часы, тахометр, манометры масла и бензина, два термометра масла, вакуумметр, бензиномер, электрический термометр, сигнальные лампы и тумблеры. На приборном щитке стрелка имелись только указатели скорости и высоты и часы.

Двигатель М-25 (700 л.с), 9-цилиндровый, звездообразный, воздушного охлаждения, снабженный центробежным нагнетателем. Установлен на раме пирамидального типа, сваренной из стальных труб.

Мотор закрыт цилиндрическим капотом типа NACA. Запуск мотора от электроинерционного стартера Эклипс А-11 или автостартера через храповик на втулке винта. Воздушный винт металлический (с лопастями из алюминиевого сплава), двухлопастный, выпуска завода № 28 диаметром 2,9 м. Шаг установки лопастей мог быть изменен на земле. Втулка винта прикрыта коком.

Бензиновые баки располагались в центроплане верхнего крыла (два бака по 76 л) и один над другим в фюзеляже (один на 172 л и один — на 52 л). Максимальная заправка—276 кг, нормальная—162 кг. Все баки клепаные алюминиевые, непротектированные. Подача топлива из центроплана—самотеком, из фюзеляжа — через помпу БНК-2 на моторе. Маслобак (также клепаный алюминиевый) на 30 кг размещался за противопожарной перегородкой мотора.

Радиостанция РСИ находилась в кабине стрелка. Доступ к ней для монтажа—через люк на правом борту. Рацией могли пользоваться и стрелок и пилот. У последнего имелось дистанционное управление. Жесткая антенна была смонтирована внутри носка верхнего крыла при помощи двух ушковых болтов, проходящих через изоляторы.

Самолет нес комплект навигационных огней: красный и зеленый в за-концовках верхнего крыла, белый—на руле направления. Имелись посадочные факелы (ракеты) с электрозапалом, крепившиеся к заднему лонжерону правой консоли у нервюры № 9. Обшивка в этом месте—дюралюминиевый лист толщиной 0,3 мм с подкладкой со стороны нервюр асбеста. Держатели факелов—съемные, монтируются только при ночных полетах. Если держатели сняты, отверстия в крыле закрываются металлическими заглушками.

Электросистема питалась от генератора ДСФ-500 мощностью 500 Вт на моторе и аккумулятора Эксайд 6-ТХ119 или 6А-55.

Аккумулятор устанавливался в нижней части фюзеляжа, слева от сиденья пилота. Он монтировался через люк внизу.

Для высотных полетов предусматривалось кислородное оборудование: два прибора КП-1 с масками и баллоны.

Стрелковое вооружение ДИ-би складывалось из трех пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм. Два неподвижных монтировались под нижним крылом вне диска ометания винта немного асимметрично (правый в 1559,5 мм от оси, левый—в 1582 мм), что обуславливалось различной конструкцией приемников. Обшивка крыла снизу в этом месте—фанерная. Пулеметы закрыты дюралюминиевыми обтекателями, закрепленными на шомполах и снабженными замками «Фэйри». Носки нервюр и передний лонжерон в этом месте защищены от перегрева асбестом и тонким алюминиевым листом, носок крыла—с дюралюминиевой обшивкой на шурупах.

Питание пулеметов—непрерывное из разъемной ленты, через жесткие рукава из нержавеющей стали. Патронные ящики располагались в центроплане нижнего крыла, под полом кабины летчика, Впереди перпендикулярно оси машины располагался ящик правого пулемета, рассчитанный на 1100 патронов. Ящик левого пулемета стоит под углом, чтобы уменьшить изгиб рукава подачи. Максимальный боезапас левого пулемета—900 патронов; нормальный запас одинаковый для обоих—по 750 штук. После установки в самолет ящики закрывались крышками на шомполах.

Стреляные гильзы и звенья ленты выбрасывались наружу под крыло через отводы—короткие стальные трубы. У пилота стоял оптический прицел ОП-1 и дублирующий кольцевой КП-5. Последний, когда был не нужен, складывался по полету.

В задней кабине находилась шкворневая установка с третьим пулеметом ШКАС.

Стрелок, сиденье которого крепилось к длинному рычагу, в боевом положении уравновешивал вес пулемета. Возможна была регулировка установки в зависимости от веса стрелка. В походном положении она стопорится ножной педалью. Углы обстрела: по 35° — вбок, 39°—вверх и 13°—вниз. Оперение создавало мертвую зону: по 10° — вбок, 5°—вверх и 8°—вниз. Прицеливание осуществлялось по прицелу КПТ-5 с кольцевой мушкой МК-4.

Максимальный боезапас установки—1000 патронов, нормальный—750. Лента подавалась из патронного ящика по гибкому рукаву из звеньев нержавеющей стали. Ящик имел форму трапеции и был расположен по оси самолета за спиной стрелка. Он мог быть вынут наружу через кабину стрелка. Стреляные гильзы проходили через отводную трубку и выбрасывались наружу под зализом правого крыла. Звеньеотвод гибкий, присоединен к раструбу на правом борту фюзеляжа, откуда звенья выбрасывались в воздух.

Под нижними крыльями располагались четыре бомбодержателя Д-1 (Дер-32) для бомб калибром 8—10 кг. Их балки составляли часть нервюр и не выступали под нижнюю поверхность крыла. Поскольку бомбы шли в перегрузку, замки и ухваты делались съемными. Основной бомбосбрасыватель — электрический ЭСБР-3, аварийный — механический АСБР-1; оба находились в кабине пилота. Вместо бомб можно было подвесить два авиационных выливных прибора ВАП-6 или ВАП-6М, заправленных растворами отравляющих веществ в керосине или дихлорэтане. Приборы открывались и закрывались с помощью АСБР-1; при необходимости их можно было сбросить, как бомбы, причем и в открытом, и в закрытом состоянии.

В комплектацию самолета входили сигнальный пистолет КП-3 и патронташ с ракетами в гнездах на правом борту пилотской кабины, а также шланговое переговорное устройство. Рупор и наушники хранились в сумках на правом борту каждой кабины.