ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Штурмовик А-10А — одноместный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и расположением двигателей в гондолах на пилонах по бокам фюзеляжа.

Фюзеляж типа полумонокок изготовлен в основном из алюминиевых сплавов. Основой его силовой конструкции являются четыре лонжерона постоянного сечения и набор шпангоутов, значительная часть из которых — одинаковые. В носовой части фюзеляжа расположены заборник системы дозаправки в воздухе и радиоэлектронное оборудование. Далее размещается кабина пилота. Кабина герметическая, вентиляционного типа, с кондиционированием воздуха. Летчик сидит в катапультном кресле Макдоннел-Дуглас ACES 11, имеющем два режима работы — для малых и больших высот. Максимальная скорость катапультирования — 835 км/ч. Фонарь кабины состоит из козырька, в который вставлено бронестекло, и задней части, откидывающейся вверх-назад. При техническом обслуживании самолета козырек тоже можно откинуть — вперед по полету. На левом борту кабины закреплена встроенная телескопическая лестница для подъема в самолет. Перед полетом она втягивается и закрывается дверцей.

Под кабиной расположены механизмы пушки, блок стволов которой проходит внизу через всю носовую часть фюзеляжа и выступает вперед из-под нее. Боезапас размещается в контейнере за кабиной пилота. Среднюю часть фюзеляжа занимают топливные баки. За ними к фюзеляжу в верхней части крепятся пилоны МОТОГОНДОЛ, между ними в контейнере находится ВСУ В хвостовом отсеке располагаются приводы рулей и часть радиооборудования.

Крыло состоит из центроплана и консолей; стыки их располагаются за гондолами основных опор шасси.

Профили крыла имеют большие относительную толщину и кривизну. Центроплан в плане прямоугольный, трехлонжеронныЙ. В нем находятся два топливных бака. В конструкции носка и задней части центроплана использованы сотовые заполнители. Панели обшивки монолитные с подкрепляющими элементами.

Концы консолей приподняты вверх, располагаясь под углом 70 по отношению к фюзеляжу, установочный угол отрицательный -1 О. Консоли трапециевидные в плане с закругленными спереди закон-цовками. По конструкции они аналогичны центроплану.

На задней кромке крыла навешены элероны и посадочные щитки. Щитки разделены на две секции с каждой стороны. Элероны снабжены триммерами; они могут разделяться пополам в горизонтальной плоскости и отклоняться на большие углы вверх и вниз, используясь как тормозные щитки.

Хвостовое оперение — двухкилевое. Стабилизатор в плане — прямоугольный, трехлонжеронный, стоит под углом _70 к оси фюзеляжа. Лонжероны и стрингеры прямые, постоянного сечения, из 15 нервюр 14 одинаковых. В конструкции носка и хвостовой части использованы сотовые заполнители.

Шайбы вертикального оперения имеют четырехугольную форму со скругленными углами. Конструкция килей подобна конструкции стабилизатора. Рули с сотовым заполнителем, все они снабжены триммерами.

Шасси трехколесное, с носовой опорой. Основные опоры убираются вперед в гондолы под крылом. В полетном положении они выступают из гондол, что делает более безопасной посадку на «брюхо». Носовая опора смещена вправо от оси самолета. Она убирается вперед в нишу фюзеляжа и закрывается щитками.

На всех стойках смонтировано по одному колесу, амортизация — гидропневматическая. Колеса снабжены гидравлическими тормозами.

Два ТРДД Дженерал электрик TF-34-GE-100A тягой по 4100 кг размещены в отдельных бронированных гондолах, установленных на пилонах по бокам фюзеляжа в его задней части. Доступ к двигателям для обслуживания и мелкого ремонта — через большие откидные панели с наружной стороны гондол.

Горючее содержится в двух протек-тированных баках в фюзеляже и двух частично протектированных баках в центроплане. Общий запас топлива 4830 кг. Возможна заправка каждого бака через собственные горловины сверху или централизованная через одну горловину под обтекателем законцовки правой гондолы шасси. Возможна подвеска трех дополнительных баков емкостью по 2270 л -одного по центру под фюзеляжем и двух под центропланом. Самолет оборудован системой дозаправки в воздухе; приемная штанга при необходимости выдвигается из-под щитка перед козырьком пилотской кабины.

Гидросистема приводит в действие рули и элероны, посадочные щитки, тормоза колес, убирает и выпускает шасси, вращает блок стволов пушки и подает к ней снаряды. Давление в ней создается гидронасосами на двигателях.

Электросистема запитывается от двух генераторов (по одному на каждом TPД) и аккумуляторов.

Система управления самолетом -бустерная гидравлическая с двойным резервированием. Магистрали разнесены по бортам и прикрыты защитными экранами. Имеется аварийная ручная механическая система управления мягкой схемы (тросами и качалками), которая также дублирована.

Штурмовик можно пилотировать при отказе одного двигателя, обеих гидросистем и одной проводки ручного управления.

В оборудование самолета входят за-просчик-ответчик СРО, радиопередатчики дециметрового и метрового диапазонов, приемопередатчик навигационной системы TACAN, приемники системы VOR/ILS, система кодированной связи, система радиопротиводействия, всеракурсная система предупреждения об облучении РЛС, радиокомпас.

Штурмовик несет обычный комплект навигационных огней. Посадочная фара закреплена на передней стойке шасси. На внутренней стороне внутренних пилонов имеются плафоны для подсветки рабочей зоны при заправке в темноте.

Бронезащита А-10А выполнена из титановых сплавов. Бронелисты прикрывают пилотскую кабину, двигатели, топливные баки в фюзеляже и некоторые другие важные узлы и агрегаты. Общая масса брони 1232 кг, из них 568 кг приходится на кабину.

Основным оружием штурмовика является встроенная 30-мм семистволь-ная пушка GAU-8/A с вращающимся блоком стволов. Скорострельность — до 4000 выстр./мин (в настоящее время ограничена 2100 выстр./мин), масса пушки — 748 кг. Привод вращения стволов-гидравлический, двумя гидромоторами. Блок стволов опущен на 20 вниз. Выстрел производится из ствола, расположенного вправо от оси блока; он стоит строго в центральной плоскости самолета. Ресурс ствола — 21 000 выстрелов. Предусмотрена принудительная продувка отсека, где находится пушка.

Пушка является частью системы NA49E-6, включающей также контейнер для размещения боезапаса и систему его подачv:.

Общая масса системы — 191 О кг. Контейнер-барабан вмещает 1174 патрона с алюминиевыми гильзами, этого боезапаса хватает на 0,55 мин непрерывной стрельбы. В укладке чередуются разрывные и бронебойно-зажигательные снаряды с пластмассовыми поясками в соотношении пять к одному. В броне-бойно-зажигательных снарядах внутри алюминиевого корпуса находится сердечник из обогащенного урана. Для учебных целей используются практические боеприпасы без внутреннего содержимого. На укладку боеприпасов с помощью специального приспособления уходит 13 мин. Подача патронов производится двумя гидромоторами. Стреляные гильзы и боеприпасы, давшие осечку, отводятся обратно в барабан.

Под крылом и фюзеляжем расположены 11 пилонов внешней подвески: по три под консолями, по одному — под центропланом с каждой стороны и три -под фюзеляжем. Пилоны нумеруются от одной за концовки крыла до другой, слева направо, так что пилон NQ 6 — центральный подфюзеляжный. Одновременное размещение нагрузки на пилонах центроплана и боковых фюзеляжных невозможно. Одновременно могут быть подвешены бомбы только одного типа. Варианты подвески включают 24 сво-боднопадающие бомбы Мк. 82 по 227 кг, шесть бомб МК.84 по 454 кг, восемь зажигательных BLU-1 или BLU-27B, 20 кассетных бомб «Рокай» 11, 16 кассет CBU-52 с мелкими осколочными или зажигательными бомбами, 1 О больших по размерам кассет CBU-58, 16 кассет CBU-71 с противопехотными минами. Для всех них на пилон крепятся строенные балки.

Самолет может применять бомбы МК.82 и МК.84 с лазерным наведением, МК.84 с оптико-электронным наведением, объемно-детонирующие бомбы BLU-52.

ДЛЯ подсветки и маркировки целей применяют блоки LAU-10, рассчитанные на семь НАР со специальной боевой частью. Они могут быть использованы и как зажигательное средство.

А-10А может нести шесть УР AGM-65 «МэЙверик». Система MS-35 «Пэйв пенни», смонтированная на пилоне под носовой частью фюзеляжа с правой стороны, позволяет использовать это оружие с лазерным наведением с подсветкой от наземного целеуказателя или другого летательного аппарата.

Для самообороны пилот может использовать УР AIM-9UM «Сайдуиндер» С тепловыми головками самонаведения. При этом на один из крайних пилонов (обычно левый) монтируется переходник DRAдля крепления двух пусковых балок LAU-105 или LAU-114.

Максимальная боевая нагрузка -7257 кг, нормальная — 5435 кг.

Для защиты от ракет с тепловым наведением самолет оснащен кассетами ALE-40, выбрасывающими патроны тепловых ловушек. Кассеты монтируются на законцовках консолей и в оконечностях гондол шасси. Они же могут снаряжаться патронами с нарезанной фольгой для создания пассивных помех.

Штурмовик может также нести контейнеры с аппаратурой РЭБ. Обычно один контейнер подвешивается на крайний правый пилон. Самолеты, дислоцированные в США, комплектуются контейнерами ALQ-119(V)-15, машины за границей — ALQ-1 31. Возможна также подвеска контейнера ALQ-184(V)-1.