ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

каркас,водяной радиатор,бензина и масла,бензин,радиатор,дюралюминиевый

Самолет Р-3ет — двухместный разведчик и легкий бомбардировщик, одномоторный полутораплан смешанной конструкции с преимущественным использованием дерева.

Фюзеляж имел деревянный каркас, обшитый фанерой, поверх которой наклеивался миткаль. Силовой набор состоял из 11 деревянных поперечных рам, по углам которых проходили четыре лонжерона (два — сверху и два — снизу), изготовленных из брусков, выфрезерованных с внутренней стороны. Поперечные рамы склеивали из листов фанеры и брусков. В местах стыков использовались сварные накладки из стального листа.

Компоновка фюзеляжа — традиционная для одномоторных самолетов того времени. В передней части была размещена мотоустановка, за ней находились фюзеляжные бензобаки и кабина экипажа. Пилот и летнаб (стрелок-радист) сидели спиной к спине, закрытые общим фонарем. Фонарь состоял из ветрового козырька, двух откидывающихся вбок панелей и сдвигающейся вперед секции. Сзади в фонаре имелся проем для ведения огня из турельного пулемета. Остекление козырька — триплексом толщиной 3 мм, всего остального — целлулоидом (1 мм). Пилот сидел в деревянном кресле с чашкой под парашют, стрелок — на подвесном сиденье. Парашют стрелка хранился в специальном ящике. Под турель подкладывалось ясеневое кольцо.

Верхнее крыло монтировалось над фюзеляжем на стойках кабана из стальных труб. Оно было прямоугольным в плане, с округлыми законцовками, и разделялось на центроплан («балдахин») и две отъемные части, соединявшиеся через стальные башмаки. Каркас состоял из двух деревянных коробчатых лонжеронов и ферменных нервюр, сверху обтягивался полотном.

каркас,водяной радиатор,бензина и масла,бензин,радиатор,дюралюминиевый

Для придания конструкции дополнительной жесткости между лонжеронами и усиленными нервюрами крепились внутренние расчалки, в местах пересечения обтянутые лентой. Полотно пришивалось к нервюрам шпагатом с последующей заклейкой шва лентой. На задней кромке верхнего крыла размещались элероны, имевшие деревянный каркас и полотняную обтяжку. Конструкция нижнего крыла подобна верхнему, но без элеронов; при этом в некоторые нервюры монтировали балки бомбодержателей. Стык нижнего крыла с фюзеляжем прикрывался зализами. Верхнее и нижнее крылья соединялись N-образными стойками. Каждая полукоробка крыла снабжалась системой перекрестных расчалок.

Оперение — цельнометаллическое (из дюралюминия), обтянутое полотном. Каркас стабилизатора — с двумя лонжеронами, клепанными из коробчатых профилей с отверстиями для облегчения, и штампованными нервюрами. Он усиливался внутренними расчалками. Угол установки стабилизатора можно было менять при регулировке на земле. Стабилизатор снизу был подперт V-образными подкосами, а сверху соединен с килем спаренными расчалками. Руль высоты имел трубчатый лонжерон и штампованные нервюры. Внутри киля два коробчатых лонжерона располагались под углом друг к другу, нервюры также изготавливались штамповкой из дюралюминиевого листа. По конструкции руль поворота был аналогичен рулю высоты. Оба они навешивались на шарикоподшипниках. На рулях размещались флеттнеры, управляемые из кабины тросами.

Шасси имело две полуоси и систему подкосов, изготовленных из легированной стали и заключенных в дюралюминиевые обтекатели.

каркас,водяной радиатор,бензина и масла,бензин,радиатор,дюралюминиевый

Колеса размером 900×200 мм, с гидравлическими тормозами. Привод тормозов — от ручного насоса. Зимой колеса заменялись деревянными лыжами (из досок ясеня и сосны с фанерным верхом) с фанерным обтекателем кабана и системой оттяжек. Костыль — металлический, управляемый, с резиновой шнуровой амортизацией. При эксплуатации на снегу на него также надевалась маленькая лыжа.

Мотор М-34Н (М-34НБ) — 12-цилиндровый V-образный, водяного охлаждения, безредукторный, с одноступенчатым од-носкоростным приводным нагнетателем. Взлетная мощность равнялась 840 л.с. (не более 5 мин), номинальная — 750 л.с. Двигатель стоял на раме, сваренной из стальных труб, и закрывался капотом из листового дюралюминия с замками типа «Фэй-ри». Запуск мотора — сжатым воздухом.

Водомасляный радиатор размещался в фюзеляже справа впереди летчика. Водяной радиатор находился под фюзеляжем в обтекателе. Его можно было частично втягивать в фюзеляж с помощью цепи, приводившейся в движение штурвалом на правом борту пилотской кабины. Полностью выпущенный водяной радиатор уменьшал максимальную скорость на 8 км/ч. Расширительный бачок водяной системы располагался над мотором. Двигатель вращал металлический винт В-34 диаметром 3,1 м, шаг которого можно было менять на земле.

Бензин хранился в четырех клепаных баках из алюминиевого сплава. Два бака емкостью по 122 л размещались рядом друг с другом в балдахине верхнего крыла, еще два по 228 л стояли друг за другом в фюзеляже перед кабиной пилота. Дюралюминиевый клепаный масляный бак на 77 л находился между мотором и фюзеляжными бензобаками.

Управление самолетом — двойное, из обеих кабин, ручкой и педалями, мягкое тросовое.

каркас,водяной радиатор,бензина и масла,бензин,радиатор,дюралюминиевый

У места пилота монтировались манометры бензина и масла, термометры бензина и масла, тахометр (указатель оборотов), часы, компасы КИ и К-4, указатель скорости, вариометр, указатель поворота, бензиномер, альтиметр (указатель высоты), вакууммметр и зеркало заднего вида. У летнаба имелись указатель скорости, альтиметр, компас АН-2, часы, термометр воздуха и навигационный визир НВ-56.

Самолет оснащался радиостанцией 13СК-2 с жесткой и выпускной антеннами. Первая, из медных трубок, монтировалась внутри передней кромки верхнего крыла, вторая выпускалась с помощью лебедки, установленной в кабине летнаба.

Р-3ет нес комплект навигационных огней: типа А на законцовках верхнего крыла и типа СС на руле поворота. На машинах поздних серий ставились ракетодер-жатели с электрозапалом. Предусматривалось несение двух ракет ПАР-13. Электросистема напряжением 12 В за-питывалась от генератора ДСФ-500 на двигателе и аккумулятора 6AT-IV.

Кислородное оборудование — два прибора КП-1 или КПА, маски и два баллона емкостью по 4 л.

Связь между членами экипажа — через резиновое переговорное приспособление (шланг с наконечниками). В случае пожара на двигателе использовался углекислотный огнетушитель «Тайфун».

В варианте разведчика в кабине летнаба размещался плановый фотоаппарат АФА-13 с электроприводом. Его объектив смотрел в люк в полу за турелью.

Стрелковое вооружение Р-3ет складывалось из пулеметов ПВ-1 (неподвижного) и ШКАС (на турели в кабине летнаба). Первый монтировался над мотором и стрелял через винт с применением синхронизатора Пул-9.

каркас,водяной радиатор,бензина и масла,бензин,радиатор,дюралюминиевый
каркас,водяной радиатор,бензина и масла,бензин,радиатор,дюралюминиевый

Питание — лентой из патронного ящика на 800 патронов (нормальный запас — 500 патронов). При стрельбе из ПВ-1 пилот прицеливался через оптический прицел ОП-1 или дублирующий кольцевой КП-1. Второй пулемет стоял на электрифицированной турели Тур-32 (ЭТур-8/2). Поворот влево-вправо осуществлялся электроприводом, подъем и опускание ствола — вручную. Пулемет ШКАС, стоявший на турели, комплектовался прицелом КПТ-5 и флигер-мушкой МФ. Ящик был рассчитан на 1000 патронов, но нормальный боезапас — 800. В обоих случаях стреляные гильзы и звенья собирались в мешок под пулеметом.

Нормальная бомбовая нагрузка Р-3ет — 300 кг, максимальная — 500 кг. Восемь балок Д-2 (по четыре с каждой стороны) с 12 замками Дер-31 были вмонтированы в нервюры нижнего крыла. Они допускали подвеску бомб разного калибра: от мелких осколочных АО-8 до АФ-100 (ФАБ-100). Основные варианты загрузки: восемь АО-8, АО-10, АФ32 или АФ-50, либо четыре АФ-100. Предусматривалась поясная подвеска (между двумя ближними к фюзеляжу балками) двух бомб АФ-250 (ФАБ-250) или ротативно-рассеивающих (кассетных) РРАБ-250. Вместо бомб самолет мог взять четыре выливных химических прибора ВАП-4м или два дымовых прибора ДАП-100.

Сброс бомб осуществлялся летнабом при помощи электробомбосбрасывателя ЭСБР-1 или аварийного механического сбрасывателя АСБР-2 (АСБР-2бис). Второй АСБР-2 стоял у летчика. Прицеливался летнаб при бомбометании через оптический прицел ОПБ-1, который в боевом положении стоял в пятке над лючком в полу кабины, а в походном лежал в зажимах на правом борту. Как прицел можно было использовать и навигационный визир НВ-56.